Образование детей-инвалидов

Обучение детей с инвалидностью в школе. Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

• Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные.

• Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости). Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения.

• После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.

• Определяем список конкретных образовательных учреждений. Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.

• После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

• Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера.

• Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д.

• Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК. Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом.

При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

• После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов. Примерная форма заявления и список документов размещается на информационном стенде или на официальном сайте учреждения.

Источник: http://dislife.ru/materials/932

Образование инвалидов в России — АРДИП

Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил в качестве принципа государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (п. З ст. 2 Закона).

В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать «гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (п. 6 ст.5 Закона).

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

В России уже многие годы существует система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На сегодняшний день, действуют учреждения VIII видов.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения и с умственной отсталостью.

В соответствии с Законом РФ об образовании детям инвалидам, инвалидам I и II группы предоставляется льгота при приеме в средние специальные и высшие учебные заведения.

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах).

Среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство детей не имеют физических нарушений, но имеют отклонения в развитии, связанные с познавательной сферой, что видно, в частности, из структуры учреждений специального образования.

Так, в специальных коррекционных школах из 235,4 тысяч учащихся 81,5% имеют нарушения в познавательной сфере . В специальных коррекционных классах общеобразовательных школ из 187,9 тысяч учащихся 93,4% (175,4 тысяч) – дети с задержкой психического развития.

По данным Росстата при общем количестве детей-инвалидов 590 тыс. человек, получают образование 250 тыс. детей-инвалидов. Из них 140 тыс. детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей на дому и только около 70 тыс. детей в системе специального образования.

Число детей-инвалидов школьного возраста (7-18 лет) Росстатом не учитывается. Исходя из того, что приблизительная оценка количества детей-инвалидов школьного возраста составляет 450 тыс. детей, можно сделать вывод о том, что примерно 45% (200 тыс.

) детей-инвалидов школьного возраста не обучаются.

  • Часть детей по-прежнему фактически исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в специальные (коррекционные) школы по причине невозможности освоения программ этих школ.
  • Дети, находящиеся в интернатах системы социальной защиты населения в большинстве случаев лишены каких-либо образовательных услуг. Около 29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития (1/3 этой категории детей) фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где они лишены права на получение образования и обречены на личностную и социальную депривацию и инвалидизацию. Особую тревогу вызывает положение тех детей в указанных интернатах, которые считаются «необучаемыми» и лишены даже воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей для работы с ними. Как следует из данных Росстата в 2004 г. к указанной категории (так называемых «необучаемых») относятся 36,7% детей из числа проживающих в детских домах-интернатах России (10211 человек). Несмотря на Совместное письмо Минобрнауки и Минздравсоцразвития «О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование – Письмо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 04 апреля 2007 г. не все субъекты РФ лишь 1/3 субъектов проинформировала Минобрнауки о мерах предпринятых органами управления образования и органами соцзащиты по созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах.
  • Детям с ограниченными возможностями практически невозможно получить образование в специальных учреждениях по месту жительства, в связи с тем, что количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений составляет чуть менее 4% от количества общеобразовательных учреждений и, кроме того, они подразделяются на типы и виды (т.е. имеют специализацию). В следствии чего, 70% (166,4 тыс.) учащихся специальных (коррекционных) школ вынуждены обучаться в условиях интернатного проживания.
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучение которых часто не требует модификации образовательного процесса, вынуждены обучаться на дому в изоляции от своих сверстников по причине архитектурной недоступности школ.
  • Не существует механизма создания специальных условий для обучения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка и его возможностей в образовательных учреждениях различных типов и видов.
  • Размер утверждаемых подушевых нормативов финансирования зависит не от потребности ребенка в специальных условиях, а от вида образовательного учреждения (на одного и того же ребенка с инвалидностью в специальной и в обычной школе будут выделяться разные средства. Лишь Самарская область утвердила норматив интегрированного обучения одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях критически не хватает квалифицированных кадров (лишь 10% педагогического персонала имеют специальное коррекционное образование), специальных методических пособий и оборудования, методы преподавания не модифицируются в связи с изменением контингента обучающихся и не соответствуют потребностям обучающихся.
  • Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для обучения детей-инвалидов в системе общего образования. Подготовка специальных педагогов ориентирована на работу в системе специальных школ.
  • На сегодняшний день отсутствует единая государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Это приводит к тяжелым последствиям, поскольку создание такой системы обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта (около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), в которых нормативы финансирования значительно выше).
  • Несмотря на то, что создание системы профессионального образования инвалидов является одним из важнейших направлений социальной и образовательной политики государства, до настоящего времени не разработана нормативная база образовательно-реабилитационной деятельности вузов, отсутствует ее бюджетная и кадровая поддержка. Так, в 2004 году по приказу Министерства образования Российской Федерации были созданы головные центры по обучению инвалидов и учебно-методические центры в округах по профессиональному обучению в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, однако, нормативных правовых актов, включая положение об указанных центрах, так и не было принято.
  • Отсутствует нормативная и методическая база организации и проведения ЕГЭ для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрения, что фактически лишает данных лиц возможность сдавать ЕГЭ и ставит их в неравное положение с другими абитуриентами.
  • Родители детей-инвалидов недостаточно организованы и не знают о своих правах и правах своих детей.
  • Общественное мнение по отношению к людям с инвалидностью не позволяет им полностью интегрироваться в общество, в том числе быть равноправными участниками образовательного процесса в системе общего образования.

Поскольку, исходя из вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что система образования детей с ограниченными возможностями здоровья на данный момент неэффективна, и специальное (коррекционное) образование не может удовлетворить потребности всех детей с ОВЗ в специальных коррекционных услугах, единственным способом решения проблем с образованием инвалидов является развитие инклюзивного (интегрированного) образования.

Доступ детей–инвалидов к более качественным образовательным услугам увеличит долю детей–инвалидов, имеющих общее среднее образование и, как следствие, долю тех, кто сможет претендовать на получение среднего и высшего профессионального образования. Такая ситуация приведет к улучшению шансов инвалидов на рынке труда.

Источник: http://ARDIP.ru/obrazovanie-invalidov-v-rossii/

Вопросы образования и обучения инвалидов

Законодательство

Существуют ли льготы при получении образования инвалидами?

Получение образования инвалидамиГосударство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта РФ (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством РФ.

Кто может быть зачислен вне конкурса в образовательные учреждения?

Вне конкурса — при условии успешной сдачи вступительных экзаменов — в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Федерального закона от 05.03.2004 № 9-ФЗ);
  • дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
  • граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
  • граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

В соответствии с Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования РФ, утвержденным Приказом Министерства образования от 14.01.2003 № 50, зачисление на места, финансируемые из средств федерального бюджета, должно проводиться после завершения вступительных испытаний и заканчиваться не позднее чем за 10 дней до начала учебных занятий.

Каков размер стипендии, выплачиваемой студентам-инвалидам?

Студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 500 рублей с 1 апреля 2005 года и 600 рублей с 1 сентября 2005 года (по настоящее время) в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ.

Студентам-инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, размер стипендии увеличивается на 50%. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством РФ.

Студенты высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения.

Для оказания поддержки нуждающимся студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета.

Федеральным государственным высшим учебным заведениям выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения.

Предусмотрено ли законодательством обучение на дому для детей-инвалидов?

Да, для детей-инвалидов предусмотрено обучение на дому. Эта норма закреплена постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 861.

Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49).

Организация индивидуального обучения учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом отдельном случае, районного (городского) отдела народного образования.

Как и кем осуществляется обучение детей-инвалидов на дому?

Обучение детей-инвалидов на дому осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение производится в общем порядке, установленном законодательством РФ, для приема граждан в образовательные учреждения.

При этом образовательное учреждение:

  • предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;
  • обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

При обучении ребенка-инвалида на дому родители могут дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

Родителям, имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Источник: https://aupam.ru/pages/zakonodatelstvo/ljgotih_invalidam_otvetih_na_vse_voprosih/page_06.htm

Системы образования для детей-инвалидов

Как давно известно – все люди разные. Каждый человек, каждый ребёнок уникален. Так как же сделать так, чтобы способности и таланты детей не пропали во время тягостного, малоподвижного и непосильного для многих детей обучения в традиционных школах?

Раньше в нашей стране существовала одна единственная система обучения, начинающаяся в яслях и заканчивающаяся в высшей школе. На современном этапе происходят кардинальные реформы образования. Педагоги-новаторы стали учитывать множество факторов: разные типы нервной системы, характеры детей, индивидуальные физические отклонения, работоспособность и т.д.

Теперь для каждого ученика, каким бы сложным не был комплекс его психологического состояния можно подобрать ту или иную форму обучения. Остановлюсь поподробнее на альтернативных формах, которые предлагает ученикам современная школа. Например, такие, как домашнее, семейное, свободное посещение, экстернат, дистанционное обучение.

Домашнее или надомное обучение применяется к детям -инвалидам, к детям с тяжёлыми хроническими заболеваниями.К таковым относятся и глухие дети. Осуществляется такое обучение на дому силами районной школы.

Ответственность за качество обучения несёт сама школа, именно она решает сколько и каких занятий необходимо каждому ученику.

При всей гуманности подхода на деле существуют негативные явления: учителя приходят реже, чем положено; учебный план не выполняется; часто таких детей считают неперспективными.

Но среди детей-инвалидов много ребят, у которых при полной сохранности интеллекта нарушены лишь двигательные способности, зрение или слух. Для таких детей с высоким потенциалом умственной активности разработано дистанционное обучение.

При таком обучении консультации, задания, проверка и аттестация ведётся через Интернет.

Благодаря дистанционному обучению дети имеют возможность общаться с хорошими преподавателями и пользоваться новейшими методиками и разработками. Это всё возможно, только если у детей есть техническая база.

Глухота преодолима в данном случае.И правительство Москвы взяло на себя эту обязанность, выделило средства на компьютеризацию детей-инвалидов.

Со стороны может показаться, что дети с нарушением слухамогут подходить к выполнению задания не совсем честно, но это ошибочное мнение. Уровень самосознания таких детей очень высок. Тем более что рядом с ними находятся такие же ответственные родители.

Теперь рассмотрим следующую форму обучения – свободное посещение. При такой системе осуществляется договорённость ученика и учительского коллектива о том, какие уроки ученик может не посещать, или какие дни он пропускает.

Кому предоставляется такая возможность: ослабленным детям или одарённым ученикам. Однако такая возможность даётся только под контролем школы.

Если ребёнок показывает плохие результаты, его переводят на обычную форму обучения, и ученик ходит на все занятия.

Всё больше и больше становится популярным экстернат. Возможность учиться в экстернате предоставляется, как правило, ученикам старших классов.

По определению экстерн — лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Экстерн имеет право: получать необходимые консультации; брать учебную литературу из библиотечного фонда школы; посещать лабораторные и практические занятия; принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Какие преимущества есть при таком обучении? Во-первых, как было сказано все дети разные. Кому-то трудно вставать рано, кого-то стесняют слуховые аппараты Обучаясь на экстернате можно создать себе более благоприятный режим дня, соответствующий типу нервной системы. Во-вторых, есть возможность изучать предмет «блоком».

То есть методом глубокого погружения. Часто в школе не возникает стройной системы только потому, что изучение параграфов разделено во времени и у ученика не возникает стройной системы причины-следствия.

На экстернате, уделив одному предмету день, неделю или больше у ученика возникает хорошее представление об изучаемом предмете.

Часто наблюдается такое явление, что глухие ученики, заинтересовавшись той или иной проблемой, стремятся прочитать дополнительные материалы по предмету. Подобный способ является неплохой подготовкой для поступления в ВУЗ.

Часто можно встретить случаи досрочной сдачи экзаменов за одиннадцатилетний курс обучения. Например, ученики десятого класса за год изучают программу десятого и одиннадцатого классов. Таким образом, они получают в запас год для целенаправленной подготовки в высшее учебное заведение. Они могут его потратить на посещение подготовительных курсов или занятия с репетиторами.

И хотя по тексту договора ответственность несет сам ученик, на деле за него всё равно отвечают родители или лица их заменяющие, так как ученик ещё не является совершеннолетним. Поэтому родители, переводя на экстернат должны заранее всё взвесить, оценить свои силы и силы ребёнка. Опять же школа вправе в приказном порядке перевести ученика на очное обучение.

Последняя форма обучения, о которой я бы хотела рассказать — это семейное обучение. Такая форма обучения предоставляется любому ученику по желанию родителей и его самого. Ответственность за качество обучения целиком несут родители.

Школа — не только контролирующий орган, но она так же решает позволить ребёнку далее обучаться на семейном обучении или семья не справляется с возложенной на ней ответственностью.

Часто на семейную форму обучения приходят юные спортсмены, маленькие артисты, одарённые дети.

Но можно встретить и проблемных детишек (дефицит внимания, проблемы речи, дети-инвалиды и т.д.) Родители помогают организовать детям не только режимные моменты, но и учебный процесс.

Как при экстернате интенсивность изучения того или иного предмета определяет семья. Например, если ребёнок любит естественные науки, он может посветить им больше времени, а остальные предметы изучить в пределах школьного минимума.

Есть возможность изучать предмет не ограничиваясь рамками своего класса.

Многие родители научились понимать своих детей. Взрослые часто говорят, что «сегодня не их день».

Почему же мы исключаем такую возможность у ребёнка? При семейном образовании можно гибко регулировать нагрузку: в трудные критичные дни опускать её до минимума, в дни подъема ребёнок способен выполнить две-три нормы. При этом задания он выполнит с удовольствием.

К сожалению, традиционная школа не может позволить ученику быть «не в форме». Учебный план расписан поурочно и его обязаны выполнять как учителя так и ученики.

Часто можно услышать такой вопрос: «Как же дети живут без коллектива?» Это заблуждение. Дети всегда находятся среди людей. Будь то на прогулке, в кружках и секциях, в клубах по интересам, среди сестёр и братьев. Дети не одиноки, как это кажется на первый взгляд.

Большое количество альтернативных форм обучения идёт только на пользу детям. Каждый ребёнок и его родители могут подобрать наиболее подходящую систему, учитывающую индивидуальные особенности и состояние здоровья.В интернете при желании можно найти сайт для глухих людей,и на нем изучить необходимую информацию

Татьяна ТОЛМАЧЁВА

Источник: http://www.deafworld.ru/gluhie_deti/sistemaobrazovanijdetei/

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  

В качестве основной цели  в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ  «Губинская СОШ»  рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей  учащихся с ОВЗ;
  • расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

В общеобразовательной организации  МБОУ  «Губинская СОШ» созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями    здоровья и детьми-инвалидами:

  • школа реализует специальные  (коррекционные)  программы начального общего и основного общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на дому;
  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК; 
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся  организуется  индивидуальное обучение на дому;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития   в  школе  работает   педагог-психолог  и медицинский работник;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • возможно обучение с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • вход в школу оборудован пандусом;
  • в соответствии с планом реализации регионального проекта по организации дистанционного обучения детей — инвалидов, а так же для эффективного включения детей — инвалидов в процесс дистанционного обучения 6 чел. прошли курсы повышения квалификации по подготовке педагогов-тьюторов.

Обеспечение доступности образовательных организаций стало одним из приоритетных направлений государственной политики.

Федеральная программа «Доступная среда» призвана реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных организациях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

В МБОУ «Губинская  СОШ»  реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.

03 июля 2017

Источник: https://ozr-shkgub.edumsko.ru/conditions/daily/post/105094

Реализации права детей инвалидов на образование. Предоставление права на образование детям-инвалидам

Каждый ребенок может и имеет право учиться, не смотря на наличие у него особенностей развития или ограниченные возможности. Существует отдельный государственный документ, регулирующий права детей-инвалидов на образование. Их родителям будет полезно знать и о правах детей-инвалидов на инклюзивное образование.

Дети с ограниченными возможностями могут рассчитывать на получение образования точно также, как и здоровые. Для этого в нашей стране существует целый список льгот, которые позволяют организовать обучение с учетом их особенностей для этой категории россиян. В какое учебное заведение будет зачислен ученик, в первую очередь зависит от его состояния здоровья.

Например, если для ребенка нет никаких ограничений, и он способен выходить из дома без вреда для здоровья, а также свободно общаться с учителями и сверстниками, то он вполне может претендовать на посещение обычных общеобразовательных учреждений.

Как раз для таких случаев и существует вариант инклюзивного образования. Его также называют «включающим». Такой тип образования предполагает совместное обучение инвалидов и здоровых детей без каких-либо различий. Психологи отмечают, что у такого варианта существует огромное количество плюсов.

В первую очередь он позволяет ребенку чувствовать себя полноценным, «таким как все», что очень важно для его нормального психического развития.

В итоге ученику не приходится большую часть времени проводить дома, он активно вовлечен в учебный процесс, регулярно общается со сверстниками и педагогами, легко обзаводится новыми знакомствами, имеет друзей.

Интересно, что в результате такого метода образования людям с ограниченными возможностями удается значительно проще найти для себя работу и в целом взаимодействовать с окружающим миром. В последнее время инклюзивное образование становится все более популярным во всем мире.

В некоторых случаях из-за существующих особенностей развития и состояния здоровья детям-инвалидам необходимо проходить обучение в специализированных заведениях или и вовсе получать знания в домашних условиях. На сегодняшний день последний вариант активно развивается, чему способствует интернет.

Чтобы помочь своему ребенку, родители мальчиков и девочек с ограниченными возможностями обязательно должны знать права детей-инвалидов на школьное образование.

Сегодня выделено сразу несколько категорий федеральных льготников, которые имеют право получать как среднее, так и средне-специальное и высшее образование.

Это инвалиды в детском возрасте, а, кроме того, относящиеся к первой или второй группе, родившиеся с отклонениями, люди, проблемы со здоровьем у которых начались в результате военной службы.

Все они могут поступить в выбранное учебное заведение без конкурса при условии хорошо пройденных экзаменационных испытаний. Но существует еще и множество дополнительных льгот, которыми дети-инвалиды могут пользоваться в процессе своего обучения в школе, колледже или вузе.

В первую очередь таким ученикам разрешено использовать большим промежуток времени на подготовку к выступлению на уроке или экзамене. Это позволит ребенку справиться с волнением перед предстоящим ответом, а также отлично подготовиться к нему.

При необходимости ученику с ограниченными возможностями могут быть предоставлены услуги сурдопереводчика. При этом платить за него родителям не потребуется.

Поиском специалиста занимается учебное заведение или сотрудники соответствующей государственной службы.

Кроме того, дети-инвалиды могут рассчитывать на стандартную социальную стипендию, дополнительную академическую выплату при условии хорошо сданной сессии, на единовременную материальную помощь, которую выплачивает профсоюз или руководство учебного заведения, а также в целом на содержание в течении учебы за счет средств государственного бюджета. В некоторых вузах со студентов-инвалидов не взимается оплата за общежитие. Школьники же до 18 лет в свою очередь имеют право бесплатно использовать всю необходимую для обучения литературу.

Если по состоянию здоровья ребенок-инвалид не может посещать общеобразовательное и специальное учебное заведение, то на дом к нему обязаны приходить все необходимые педагоги из общего штата школы. Расписание занятий в таком случае составляется специалистами из учебного заведения.

Некоторые родители предпочитают обучать своего ребенка самостоятельно, не обращаясь за помощью у сотрудникам учебного заведения. В таком случае школа должна периодически контролировать уровень получаемых ребенку знаний.

Кроме того, родители могут получать денежные средства за обучение своих детей на дому при отказе от посещения их учителями.

Первым делом, чтобы получить право на образование ребенку-инвалиду потребуется подтвердить, что обучение для него не является противопоказанным.

Для этого потребуется справка из соответствующего медицинского учреждения, а также социальная экспертиза. Для каждого инвалида перед началом обучения специалистами разрабатывается особая личная программа реабилитации.

На ее основе ребенок и получает образование любого типа (от общего до высшего).

Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/realizacii-prava-detej-invalidov-na-obrazovanie-predostavlenie-prava-na-obrazovanie-detyam-invalidam/

С 1 сентября дети-инвалиды россии начнут учиться в обычных школах | не инвалид.ru

Согласно новому образовательному стандарту с 1 сентября 2016 года обычные школы должны принимать детей с ограниченными возможностями.

Ранее существующая практика предполагала, что дети инвалиды должны учиться в коррекционных школах. Новый закон об образовании отменяет понятие «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа».

Особый  статус сохраняют только школы  для детей с девиантным поведением, а у родителей детей-инвалидов теперь есть три возможности  –оставить ребенка на домашнем обучении, отправить его в специализированный интернат Минздрава РФ или отдать в обычную общеобразовательную школу.

  Коррекционные школы постепенно ликвидируются, уже закрыта примерно четверная часть из них.

Совместное обучение детей принято  в Европе, дети инвалиды могут поступить в любую школу. Считается, что таким образом дети с ограниченными возможностями не становятся изгоями и естественным образом интегрируются в общество. Все дети включены в единую систему образования, взаимодействовать другом учатся как дети- инвалиды, так и их здоровые сверстники.

Внедрение такого подхода в России имеет как сторонников, так и противников. Основные аргументы противников: большинство российских  школ пока как финансово, так и организационно не готовы принимать инвалидов,  кроме того на Западе успешная интеграция людей с ограниченными возможностями в общество потребовала не одного десятилетия.

По закону принимать детей инвалидов сейчас должны любые российские школы. По мнению специалистов, вероятно, это когда-нибудь произойдет, но, скорее всего, закон будет откорректирован, и не все коррекционные школы будут закрыты.

Сейчас на защиту  коррекционных школ встали многие родители детей – инвалидов, педагоги, медики, общественные деятели.

В коррекционных школах  затраты на одного ребенка в разы превышают затраты на ученика в обычной школе, там должны работать  медицинские сотрудники, психологи,  дефектологи, педагоги, прошедшие специальную подготовку.

  Правда, в реальности далеко не все коррекционные школы реально укомплектованы необходимым штатом. По новым правилам финансирование будут распределяться не по школам, а по детям — то есть, обычная школа, в которой учится ребенок с ограниченными возможностями, будет получать на него средства с коэффициентом, повышенным в зависимости от диагноза.

Детям инвалидам нужны специально оборудованные помещения, пандусы, технические средства обучения, особые наглядные пособия. Выделяемого даже на нескольких детей дополнительного финансирования в обычной школе не хватит на все это.

В специализированных школах расходы на дорогостоящее оборудование складываются из дополнительных коэффициентов всех детей, и даже при этом подобные учреждения не все себе могли позволить.

В апреле 2016 года, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что на создание в субъектах Федерации сети общеобразовательных школ с условиями для обучения детей-инвалидов будет направлено 3,762 млрд рублей.

На данный момент такие  условия (доступная среда с пандусами и другими приспособлениями, транспорт для перевозки, адаптированные образовательные программы, оборудование для обучения, прошедшие специальную подготовку педагоги), есть только в 3345 учебных заведениях страны, то есть примерно в каждой 13-ой из  существующих общеобразовательных школ.

Второй вопрос, который беспокоит противников закрытия коррекционных школ — не принесет ли неготовность российского общества к толерантности  и милосердию травмы детям-инвалидам, обучающимся в обычных школах.

Чтобы к новой форме обучения могли адаптироваться все – и дети-инвалиды и их обычные сверстники и педагоги, нужна большая психологическая работа.

Ведь цель, которую предусматривает совместное обучение, не только в том, чтобы одноклассники научились помогать и жалеть своих ровесников с ограниченными возможностями, но в том, чтобы они начали их воспринимать как равных.  Для этого необходимо, чтобы в школах работали психологи.

Сейчас по закону в школе к  ребенку-инвалиду  должен быть прикреплен тьютор (наставник), помогающий своему подопечному в процессе обучения и общения со сверстниками и учителями.

Этот человек должен знать особенности развития ребенка, поддерживать контакт с  родителями.  Специальность введена в нормативные акты Министерства образования и науки РФ в 2010 году, один тьютор должен курировать до шести детей.

Но подобной штатной единицы во многих школах нет, деньги на зарплаты тьюторов не выделены.

На западе система работает, начиная с рождения ребенка. Дети, как инвалиды, так и здоровые, приходят в школу уже подготовленными, в том числе благодаря совместному пребыванию в детских садах.

Кроме того существуют особенности в совместном обучении детей инвалидов с разными нарушениями.

Как показывает европейская практика, в одних случаях, например,  при физических нарушениях, адаптация проходит успешно, в случае ментальных нарушений, специалисты считают  оптимальными другие формы обучения.

Так или иначе, родители детей-инвалидов в России могут выбирать. Например, в школах Екатеринбурга 1 сентября начнут восемь детей-инвалидов.

Основная проблема, видимо, кроется в слишком поспешном внедрении новой системы без должной подготовки. К тому же, как считают специалисты, Минобрнауки слишком резко начал закрывать коррекционные школы.

Возможно, они должны остаться, в качестве дополнительной возможности выбора родителей детей-инвалидов.

По официальным данным Минобрнауки, из 30 млн детей, проживающих в России, около 1 млн детей требуют специальных условий обучения. По оценкам ЮНЕСКО, таких детей больше —  от 2,5 до 3,5 млн. В коррекционных школах обучается около  500 тысяч человек детей.

Источник РИА АМИ

код для сайта или блога

Источник: http://neinvalid.ru/s-1-sentyabrya-deti-invalidyi-rossii-nachnut-uchitsya-v-obyichnyih-shkolah/

Ссылка на основную публикацию