Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.

Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.

Социальная адаптация детей-инвалидов

С точки зрения социальной адаптации, группа детей-инвалидов является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Основными причинами трудной адаптации в социуме детей-инвалидов являются:

  • Недостаток психического и физического здоровья;
  • Ограниченность социального опыта;
  • Неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.

По данным ЮНЕСКО численность детей-инвалидов во всем мире составляет около 3% всех детей, и с каждым годом их число растет, что говорит о необходимости разрабатывать эффективные меры по их социальному приспособлению к жизни общества.

Проблема социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов имеет не только социальное, экономическое и политическое значение, но и морально-этическое. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями может быть достигнуто путем предоставления им в соответствии с возрастом возможности участвовать в жизни общества.

На государственном уровне для этой категории людей должны быть созданы все необходимые условия, облегчающие их жизнедеятельность, а также нужно провести подготовку общества к принятию детей с ограниченными возможностями. Эти меры помогут снизить количество психосоматических заболеваний и невротических реакций у детей-инвалидов, что в свою очередь существенно сократит затраты на их лечение на уровне семей и государства в целом.

Успешная социальная адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) позволяет этой категории детей быстрее приспособиться к нормальной жизни, восстановить их социальную ценность и усилить гуманные тенденции в обществе. Однако единого пути решения проблемы социальной адаптации детей-инвалидов на сегодняшний день нет, потому для ее решения используются различные разработки психологов и педагогов.

В связи с тем, что социальная адаптация детей с ОВЗ имеет свои специфические особенности, то и подход к решению этой проблемы должен быть многофакторным и динамичным. На государственном уровне, в свою очередь, должно быть сделано все возможное для того, чтобы адаптивный потенциал детей-инвалидов повышался.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение.

Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов.

Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:

  • Нарушение эмоционального состояния;
  • Ухудшение сна и аппетита;
  • Развитие страха перед дошкольным учреждением;
  • Повышение заболеваемости.

Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.

Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

  • Эмоциональная неадекватность;
  • Социальная некомпетентность;
  • Несоциализированная агрессия;
  • Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
  • Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.

В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником.

От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6831-socialnaja-adaptacija-detej.php

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через игры-драматизации

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через игры-драматизации

Шерстобитова Виктория Анатольевна,

учитель – логопед муниципального автономного

образовательного учреждения

«Школа № 54 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г.Перми

ТЕМА: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через игры-драматизации

Данная форма работы была разработана для учащихся 1 класса с различными нарушениями интеллектуального развития на основе методики Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. «Сказкотерапия» и с использованием элементов артпедагогики (театральная деятельность обучающихся). Целями использования данной методики являются

— расширение возможностей социальной адаптации детей с ОВЗ через расширение диапазона социальных навыков,

— профилактика школьной дезадаптации,

— снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.

Формирование социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя систему игровых занятий с использованием метода “Игра в сказку”.

Цель: расширение возможности социальной адаптации детей посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.

Средства художественно-эстетического воздействия:

    • кукольный театр
    • театр игрушки
  • музыкальная деятельность
  • элементарная театрализованная деятельность с участием детей

Обусловленность выбора метода “Игра в сказку”:

  • игра является основным видом деятельности детей данного возраста;
  • игра — способ взаимодействия ребенка с окружающим миром;
  • игра — метод реконструктивного, лечебно-коррекционного воздействия при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений различного характера;
  • игра — средство, помогающее стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации;
  • сказка обогащает чувственный и эмоциональный опыт ребенка;
  • сказка помогает воздействовать на недостатки характера и поведения, т.к. дает возможность на примере героев пережить и дать оценку отрицательным поступкам и проявлениям;
  • сказка помогает формировать положительные качества личности;
  • мораль сказки легче и понятнее усваивается детьми;
  • персонажи и герои сказки вызывают естественный отклик в душе ребенка и, нередко, оказываются для ребёнка более важными “партнерами” коммуникации, чем взрослые;
  • игра в сказку дает возможность моделирования бытовых ситуаций в игровой драматизации.

Принципы реализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
  • принцип доступности обучения;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип связи обучения с жизнью и практикой;
  • принцип педагогической поддержки;
  • принцип социально-адаптирующей направленности образования.

Условия реализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:

  • организация взаимодействия специалистов для определения направленности педагогического процесса, постановки задач, выбора форм и методов воздействия;
  • выбор игрового материала, музыкального репертуара, дидактических пособий, направленных на реализацию поставленных задач;
  • организация специальных игровых занятий в сочетании с другими видами педагогического и психологического воздействия;
  • организация среды, дающей возможность ребенку использовать и тренировать полученные навыки;
  • создание “ситуации успеха” для каждого ребенка в процессе игровой деятельности.

Выбор сказки обусловлен:

  • наличием проблемной ситуации;
  • особенностями психофизиологического развития детей;
  • индивидуальными и возрастными особенностями детей.

Репертуар:

  • “Сказка о глупом мышонке”;
  • “Заюшкина избушка”;
  • “Петушок и его семья”;
  • “Сказка про медведей”;
  • “Маша и ее друзья”.

Продолжительность работы над одной сказкой — 1 учебный год с временными разрывами и включает 2 этапа.

1 этап — моделирование сказки;

2 этап — игровая драматизация.

Цикл занятий 1 этапа включает в себя:

  • показ кукольного театра;
  • показ театра игрушек;
  • обыгрывание персонажей и сюжетов сказки;
  • моделирование игровых ситуаций с игрушками кукольного театра.

Цикл занятий 2 этапа включает в себя:

  • музыкально-двигательные этюды и упражнения;
  • игры-драматизации;
  • обыгрывание костюмов, атрибутов и декораций;
  • театрализованное представление с участием детей.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей представлений об окружающей жизни и навыков взаимодействия с окружающим;
  • развитие личностных качеств ребенка;
  • преодоление эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с проблемами в развитии;
  • успешная адаптация детей в условиях семьи или в условиях других учреждений.

Используемая литература:

  1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. “Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании”.

  2. Махалева М.Д. “Театрализованные занятия в детском саду”.

Источник: https://compedu.ru/publication/sotsialnaia-adaptatsiia-detei-s-ogranichennymi-vozmozhnostiami-zdorovia-cherez-i.html

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском. — презентация

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском. - презентация

1 Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду 1 Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ д/с 8 г. Североморска Ведерникова А.Е.<\p>

2 2 В России проживает свыше 142 мл человек, 25% составляют дети до 18 лет. При этом число детей с различными нарушениями интеллектуального и физического развития достигает 1,5 млн человек, около из них – дети–инвалиды. И лишь незначительная часть этих детей (около 5%) содержатся в интернатных учреждениях, но основная часть детей-инвалидов воспитываются в семьях.<\p>

3 3 Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума. Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребенка, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей к самообслуживанию, развитию творчества, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением, пониженной самооценке.<\p>

4 4 Цель : нейтрализация защитных механизмов, повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьях для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в обществе Задачи: 1.Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком; 2.Формирование адекватной самооценки ребенка; 3.Снижение значимости травмирующего фактора; 4.Развитие волевой регуляции поведения; 5.Обучение детей снятию напряжения<\p>

5 5 I Этап. Первичная диагностика детей. II Этап. Составление плана работы с детьми и их семьями. III Этап. Непосредственная работа с детьми и их семьями. IV Этап. Итоговая диагностика. Анализ достижения цели. Этапы работы<\p>

6 Используемые методы Беседы и анкетирование, тестирование семьи ребенка. Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Проведение конкурсов и развлечений, тренингов совместно с родителями. Индивидуальные и групповые занятия с детьми. — Сказкотерапия; — Интерактивные игры; — Игры драматизации; — Песочная терапия; — Арт-терапия. 6<\p>

7 7 Преимущества метода групповой работы (К. Рудестам): Групповой опыт помогает решению межличностных проблем. Человек избегает замыкания в себе со своими трудностями, обнаруживает, что и другие переживают сходное чувство. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безответную обратную связь. В группе отлично понимают почти то же самое. В группе человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений, «применять» новые модели поведения, научиться по-новому, относиться к себе и другим людям. Метод групповой работы облегчает процесс самораскрытия, самоисследования и самопознания, что позволяет понять себя (и других) и повысить уверенность в себе.<\p>

8 8 Литература: 1. Беличева С.А. – Социально-педагогическое диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних.- Ростов на Дону Беличева С.А. – Медико-социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально- психологическая поддержка их семей.-М Костина Л.М. – Игровая терапия с тревожными детьми. – Левченко И.Ю. –Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. –М., Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. – Мардер Л. Д.. — Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – М Медведева Е.А, Левченко И.Ю.- Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. –М Пазухина И.А. — Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. – М Рудестам К. -Групповая психотерапия. – СПб Рылеева Е.В. – Вместе веселее. Игры для развития навыков сотрудничества у детей лет. – М. 11.Семенака С.И. — Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. -.М Фопель К. – Сплоченность и толерантность в группе.-М Фопель К. – Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие/ Пер. с нем.: В 4-х томах –М Чистякова М. И. – Психогимнастика. — М.1990<\p>

9 9 Спасибо за внимание!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/770747

Ратова Ирина Викторовна,

педагог-психолог МАДОУ  детский сад № 35 «Дельфин»

 г. Домодедово Московской обл.,

кандидат педагогических наук, доцент

Котова Эльвира Николаевна,

педагог-психолог МАДОУ  детский сад № 35 «Дельфин»

 г. Домодедово Московской обл.

Роль семьи в социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченным возможностями здоровья[1]   не представляется возможным без тесного взаимодействия с его семьей.

Концептуальные основы психологической помощи семье ребенка с ОВЗ, как направления в специальной психологии, строятся на известных положениях отечественной дефектологической науки: культурно-исторической теории Л.С. Выготского; теории деятельности А.Н.

Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теории отношений Б.Г. Ананьева, М.М. Кабанова, В.Н. Мясищева.

В психолого-педагогических и медицинских исследованиях  установлено, что, несмотря на многообразие причин недоразвития ребенка результат его психического благополучия и степень социализации будет определяться не только биологическими  факторами, но и социальными.

Семья – это не просто микрогруппа, где ребенок проводит большую часть времени. Семья-  важнейшая первичная группа, отражением которой  ребенок является. Именно вместе с семьей ребенок составляет единую динамическую систему, взаимодействующую с социумом. Ведь конечным итогом сопровождения семьи, имеющего ребенка с ОВЗ,  является его успешная социальная адаптация.

Изначально в семье закладывается фундамент отношения ребенка к самому себе, к своим особенностям, к миру в целом. Если в семье царит психическое неблагополучие, то нарушения развития ребенка будут становиться более выраженными, если в семье – гармоничные отношения, то шансов на успешную социализацию у ребенка намного выше.

По отношению к детям с нарушениями в развитии социальная адаптация – это приспособление их к условиям жизни и труда в обществе, приведение индивидуального и группового поведения детей в соответствие с системой общественных норм.

Близко к этому термину примыкает понятие «социальная реабилитация», под которым понимается включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду. Оба этих понятия могут быть объединены термином «социализация».

Проблема социальной адаптации детей с нарушениями в развитии должна решаться с раннего детства и включать в себя не только подготовку к основному занятию (учению, труду, статусу неработающего инвалида и т.д.

), но и другим жизненным ролям, включая перспективу создания семьи и выполнения гражданских обязанностей.

Важно, чтобы на всех этапах социальной адаптации, а прежде всего раннего, детского и подросткового возраста кроме психологов и педагогов, были активно задействованы родители и общество в целом.

Особенный  ребенок вызывает и особенные чувства, особенные переживания  у родителей: шок, смятение, растерянность, беспомощность, горечь, страх перед неизвестностью, негативизм,  отрицание.

Эти и другие чувства вызваны тем, что ребенок отличается от своих сверстников внешне и внутренне, в общественных местах ведет себя не так как диктуют нормы, плохо говорит, думает «по-особенному», с ним трудно бывает установить контакт, иногда,  даже маме и т.д.

В.В. Ткачева[2] выделила следующие типичные проблемы для семей, имеющих детей с ОВЗ:

— низкий уровень реабилитационных возможностей для оказания своему ребенку помощи;

— недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей и слабая мотивация к их приобретению;

— высокий уровень психологической травматизации родителей, либо лиц их заменяющих,  вызванной рождением детей с особенностями.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, часто не видят целей и реальных возможностей своего ребенка, поэтому таким родителям требуется помощь в виде психолого-педагогического просвещения и сопровождения по воспитанию особенного ребенка.

Организация психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, должна быть системна и комплексна. В не должны быть включены специалисты смежных отраслей научного знания: педагогов-психологов, нейропсихологов, дефектологов, медиков, логопедов и направлена на диагностику, консультирование и коррекцию, и если есть  необходимость, реабилитацию ребенка, а также психотерапию семьи.

 Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у них ценностного отношения к ребенку с ОВЗ и позитивного взгляда на его будущее.

Психолог также осуществляет коррекцию психологического состояния родителей.

Задача психолога в этой области заключается в профилактике невротизации или психопатизации родителей (особенно матерей и бабушек), оптимизации межличностных отношений в семье.

Коррекция неэффективных поведенческих стратегий членов семьи может быть направлена на:

— оптимизацию межличностной внутрисемейной ситуации;

— адаптацию ребенка в группе, а родителей к коллективу образовательной организации и родителей других детей;

— выработку адекватных моделей взаимодействия и воспитания ребенка с ОВЗ в семье;

— развитие оптимального взаимодействия ребенка и  родителей в социуме;

— гармонизацию внутреннего психического состояния родителей;

— профилактику псевдоаутизации и «замыкания» на своей проблеме.

Список литературы

  1. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Курс лекций. – М.: Медицинская книга, 2011.
  2. Лебединский В.В., Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  3. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Академия, 2013.
  4. Специальная психология / Под ред. Л.М.Шипицыной. – СПб.: Речь, 2013.
  5. Специальная психология в 2-х томах / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2014.
  6. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. — М.: АСТ; Астрель, 2007.

[1] Далее ОВЗ

[2] Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. — М.: АСТ; Астрель, 2007.

Источник: https://ratova-domoddou35.edumsko.ru/articles/rol__sem_i_v_social_noj_adaptacii_rebenka_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorov_ya

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

x

Check Also

Правила предоставления льгот на оплату за капитальный ремонт дома Как известно, определенная категория граждан Российской Федерации вправе рассчитывать на скидку в вопросе выплат за капитальный ремонт многоквартирного дома.

Правила оформления заявления на постановку ребенка в очередь в детский сад Каждая молодая семья рано или поздно начинает задаваться вопросом – как правильно написать заявление на постановку в очередь ребенка в детский сад? Какие документы необходимо подготовить дополнительно? Каким законом регулируется данная процедура? Рассмотрим интересующие вопросы подробней.

Перечень документов, необходимых для оформления алиментов на ребенка Часто после разрыва брака наши граждане не знают о том, каким способом можно взыскать алименты с бывшего мужа либо супруги.

Правила предоставления отсрочки от армии при рождении ребенка Дебаты о необходимости срочной армейской службы для становления мужского характера и усиления военной мощи страны активизируются с приближением каждой призывной поры.

Порядок лишения матери родительских прав Несмотря на то, что материнство является одним из величайших благ, далеко не все женщины рады появлению крохи. Более того, они не только забывают о потребностях малыша, но и сознательно игнорируют свои обязанности по обеспечению комфортного его проживания, не говоря уже о заботе, ласке и любви.

Донор крови – как им стать и какие ограничения существуют Ошибочно принято считать, что донором может стать каждый. При детальном же рассмотрении вопроса становится очевидно: требований к донору существует многочисленное множество.

Дата ухода в декрет – правила и порядок расчета В понимании многих декретный отпуск наступает в преддверии родов и длиться вплоть до 3-х летнего возраста малыша, что в корне не верно.

Правила расчета декретных выплат Российское законодательство предоставляет женщинам в положении и матерям, у которых есть дети в возрасте до трех лет, определенные льготы.

Что такое федеральная социальная доплата к пенсии Часто пенсионеры слышат о возможности получения федеральной социальной доплаты, но мало кто знает, как ее оформить, и как производится подсчет доплаты? Кто имеет право претендовать на получение ФСД? Рассмотрим это подробней.

Правила платной сдачи крови в Москве Звание донора сегодня не только почетно, но и дает возможность получения дополнительной региональной либо государственной помощи. Какие льготы положены донорам Москвы? Где можно сдать кровь в Москве и каков алгоритм данной процедуры? Рассмотрим подробней интересующие вопросы.

Правила и порядок взыскания алиментных выплат Не зря детей называют цветами жизни, ведь каждый малыш является не только продолжением своих родителей, но и источником радости и любви.

Правила индексации алиментов, выплачиваемых в твердой денежной сумме Многие граждане в нашей стране, которые платят или наоборот получают алименты, часто слышат о таком понятии, как индексация алиментов.

Государственная поддержка Героев России С 90-х годов в российском законодательстве введен приоритетный и наивысший знак награждения за героический поступок в масштабах страны или государства, за который определено присвоение звания героя Российской Федерации.

Правила расчета денежной компенсации за неиспользованный отпуск Ежегодный отдых в порядке закона положен каждому труженику, но при этом многие знают и о том, что часть отпуска можно заменить мат.

Правила оформления заявления на академический отпуск Обучающимся в средних профессиональных и высших заведениях возможно предоставление академического отпуска по заявлению студента.

Порядок предоставления налогового вычета на лечение зубов Как бы кому ни хотелось поддерживать свои зубы красивыми и здоровыми, без профессиональных услуг стоматолога подобное возможно далеко не всегда.

Методы учета и статистики уровня безработицы в России Безработица – явление распространенное. Нет ни единого места в мире, где бы не возникало данное явление. Она затрагивает все сферы жизни человека, провоцируя изменения производства.

Правила взыскания невыплаченного расчета (выходного пособия) при увольнении При увольнении с работы наемные сотрудники всегда должны получать расчетные (выходное пособие). Но что делать, если работодатель отказывается платить? Как на него повлиять? Что ему будет за невыплату расчетных? Рассмотрим эти вопросы подробней.

Правила подачи документов на выплату алиментов Нормами семейного законодательство предусмотрена обязанность родителя содержать своего ребенка. Однако не все родители выполняют ее добровольно.

Виды и правила получения государственных пособий гражданам, имеющим детей Одним из самых распространенных способов защиты граждан, у которых есть дети, является установление денежных пособий.

Правила и порядок расчета пенсии по старости Каждому россиянину нужно знать, из каких частей будет состоять его пенсия по достижении заветного юбилея, после которого он сможет уже не работать в старости.

Правила назначения пенсии женам военнослужащих Быть женой военнослужащего даже в мирное время – дело непростое. Эти женщины понимают, что работа их супруга – «Родину защищать», и потому связана с трудностями и риском для жизни, а кроме того, зачастую и с бытовой неустроенностью всей семьи, жизнью в гарнизонах.

Назначение и порядок оформления справки о доходах за 3 месяца Принести справку о доходах с места работы – частое требование при обращении как в государственные, так и частные учреждения.

Правила получения справки о регистрации с места жительства Очень часто граждане РФ сталкиваются с вопросом – где можно получит справку с места жительства? Во многом это связано с тем, что большинство инстанций без ее наличия не имеют право предоставлять заявителям разнообразные услуги, в том числе и совершать сделки с недвижимостью.

Источник: http://plusss48.ru/lgoty-i-vyplaty/socialnaya-adaptaciya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных общеобразовательных учреждений

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных общеобразовательных учреждений

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья очень часто встречаются с физическими и социальными преградами, которые не позволяют им всесторонне жить в обществе и принимать энергичное участие в жизни социума.

В данный момент большое значение имеет проявление всесторонней и регулярной помощи детям, а так же сопровождение детей родителей, организация таких условий, которые способствовали бы наиболее быстрой адаптации детей с особенными потребностями в образовании.

Всем известно, что «Конвенция по правам ребёнка» призывает всех граждан к обеспечению равных прав и возможностей детей с ограниченными возможностями наряду с полноценными детьми.

Таким образом, на данный момент всем детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется право посещать дошкольные общеобразовательные учреждения любого вида, что дает им возможность получать образование и общаться со своими сверстниками.

Главная проблема развития у детей с ограниченными возможностями здоровья – это осознание социума. У таких детей очень часто возникают эмоциональные расстройства (плаксивость, страх, тревожность, неуверенность, замкнутость). Очень важно помочь таким детям познать окружающий мир и найти в нём своё место.

Коллектив дошкольного учреждения должен организовывать образовательный процесс таким образом, что бы дети и их родители (законные представители) чувствовали себя полноценными участниками образовательного процесса и социальной жизни социума и были успешны так же как и их сверстники. Должны подбираться такие формы и методы работы, которые позволили бы преодолеть социальную дезадаптацию и способствовали социальной включенности в общество. В противном случае в условиях дезадаптации ребёнок просто перестанет посещать дошкольное учреждение.

Для наиболее эффективной адаптации наиболее эффективно применять интегрированные методы в обучении. Существуют следующие модели интеграции:

  • полная интеграция – это когда ребёнок с ограниченными возможностями здоровья воспитывается в массовой группе. Овладеть образовательной программой ребёнку помогают специалисты, персонал группы, которую он посещает;
  • временная интеграция. В рамках данной интеграции дети объединяются только для проведения некоторых занятий, например, музыкальных, спортивных развлечений, где главным участником становится ребёнок с ограниченными возможностями здоровья;
  • частичная интеграция, когда ребёнок по состоянию здоровья имеет возможность посещать лишь некоторые занятия которые проводятся в дошкольном учреждении.

Коррекционные занятия необходимо планировать так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья контактировали со взрослыми, с другими детьми у которых проблемы в развитии. Это надо для того чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья мог взаимодействовать в коллективе, под контролем и с помощью взрослого.

Для обеспечения наибольшей эффективности обучения и воспитания с детьми с ограниченными возможностями здоровья коррекционную работу необходимо совмещать с развивающей, так как во многих случаях дети с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитие не редко не только не отстают, но и соответствуют уровню полноценных детей.

Это поможет раскрыть скрытый потенциал детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут наравне со всеми детьми привлекаться к спортивным и музыкальным развлечениям, массовым мероприятиям, проводимых в дошкольных учреждениях. Также их можно включить в поисковую и проектную деятельность.

Активная деятельность помогает детям стать наиболее общительными, активными в жизни дошкольного учреждения.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями можно использовать следующие формы работы:

  1. беседы, анкетирование и тестирование семьи ребёнка. Данная форма работы направленна на изучение семьи и взаимоотношений внутри семьи;

  2. консультации для родителей. Эта форма работы способствует информированию родителей по вопросам психического и физического развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способствуют развитию благоприятного климата внутри семьи;

  3. индивидуальные и групповые занятия с детьми. Наиболее эффективными считаются занятия по аппликации, лепке и ручному труду. Эти занятия вдохновляют детей. На занятиях дети учатся взаимодействовать друг с другом, налаживают вербальный контакт, начинают проявлять инициативу;

  4. проведение конкурсов развлечений совместно с родителями.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья – игра является наиболее важной, так ка в ней он может раскрыть весь свой потенциал.

Дети с большим удовольствием играют в настоль – печатные игры, в сюжетно – ролевых играх с большим интересом примеряют на себя различные роли, что способствует возможности договориться со сверстниками.

Однако зачастую дети испытывают затруднения в подвижных играх.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья является более эффективной при взаимодействии с семьёй. Необходимо помочь семье выработать верное отношение к реакции окружающих на выражение дефекта ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Способствовать жизнеутверждающей установки на проявление возможностей ребёнка, так же совместно со специалистами проводить консультации для родителей. В результате родители учатся взаимодействовать со своим ребёнком, находят различные формы и методы для общения с ним.

Взаимодействие родителей и дошкольных учреждений способствует лучшей и быстрой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья при посещении массовой группы необходим индивидуальный подход, постоянный контроль, рекомендуемая частая смена деятельности, к ним надо проявлять любовь и чаще хвалить.

Литература:

  1. Беличева С. А. Медико – социально – психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально – психологическая поддержка их семей: пособие для практических психологов и социальных работников/С. А. Беличев; Социальное здоровье России – М.: Изд – во Социальное здоровье России, 2005. – 194 с.

  2. Левченко И. Ю. – Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие/И. Ю. Левченко; Просвещение. – М.: Изд – во Просвещение, 2008. – 239 с.

  3. Пазухина И. А. – Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3 – 4 лет: пособие – конспект/И. А. Пазухина; Детсво – пресс. – М.: Изд – во Детство – пресс, 2010. 96 с.

  4. Семенака С. И. – Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе: Коррекционно – развивающие занятия/ С. И. Семенака; АРКТИ. – М.: Изд – во АРКТИ, 2014. 72 с.

  5. Фопель К. Ф. – Сплоченность и толерантность в группе: Психологические игры и упражнения/ К. Ф. Фопель; генезис. – М.: Изд – во Генезис, 2002. 336 с.

  6. Шевченко С. Г. – Готовимся к школе: Методические рекомендации/С. Г. Шевченко, И. К. Беловой, Р. В. Былич; школьная пресса. – М.: Изд – во Школьная пресса, 2005. 112 с.

  7. Инклюзивное образование.: Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.

Источник: https://intolimp.org/publication/sotsial-naia-adaptatsiia-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-v.html

Ребёнок с ограниченными возможностями: социальная адаптация

Ребёнок с ограниченными возможностями: социальная адаптация

Мы живём в удивительное время. Развитие культуры, науки и технологий позволяет создавать комфортные условия для разных категорий людей. Тем не менее, вопросы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по-прежнему актуальны.

Чтобы интеграция ребёнка в реальную жизнь общества была благополучной, нужна полномасштабная комплексная работа. Важная роль в этом процессе отводится родителям особого малыша.

С чего им начать? В каком направлении продвигаться? Как готовить ребёнка к контакту со сверстниками? Какую образовательную программу выбрать? Задач много. И искать оптимальные решения лучше заблаговременно.

Сложно — не значит невозможно

В современной педагогической среде активно используется термин «особые дети». К категории особых, или особенных, относят детей, у которых есть одна или несколько из обозначенных проблем:

  • Нарушения двигательной сферы;
  • Расстройство поведения;
  • Нарушения интеллекта;
  • Нарушения зрения;
  • Нарушения слуха;
  • Логопатии.

Под «особенностью» следует понимать, что дефекты развития осложняют воспитание, обучение и адаптацию ребёнка. Осложняют, но не исключают. И именно этот постулат должен стать отправной точкой для выстраивания стратегии взаимодействия особого малыша с окружающим миром.

Необходимо понять и принять, что разные группы требуют специфических решений. Но в целом тенденции будут общими:

  • обозначить тяжесть состояния;
  • подобрать форму обучения/воспитания/адаптации;
  • контролировать соответствие результатов заявленным ожиданиям.

Для становления личности, для полноценной жизни в социуме важно научить ребёнка с особыми нуждами адаптационным механизмам. Как можно раньше, но как можно бережнее раскрыть его личностный потенциал. И приступать к этому следует уже в раннем детстве. Так малышу с ОВЗ будет проще влиться в коллектив дошкольного учебного образования, а затем приспособиться к образовательному процессу в школе.

Как организовать дошкольное образование детей с ОВЗ

Нередко родители отказываются отдавать ребёнка с особыми потребностями в дошкольное образовательное учреждение. Причин тому много, и они свои для каждой семьи. Но в реалиях современного российского общества обеспечить социальную адаптацию ребёнка-инвалида при домашнем обучении крайне затруднительно.

Решать, как организовать дошкольное образование и воспитание, нужно с ориентацией на особенности малыша. Часто (но не всегда!) для таких детей пребывание в детском коллективе — ключ к победе над обстоятельствами.

Под присмотром профессионалов, квалификация которых позволяет раскрывать потенциал дошкольников с пороками развития, особый ребёнок учится понимать себя, чувствовать свои желания, защищать свои границы.

Это важные навыки для последующей благополучной интеграции в социум.

Для детей с отклонениями в развитии системой специального образования предусмотрено несколько типов дошкольных учреждений:

  • Компенсирующее ДОУ — учреждение, специализирующееся на обучении детей с отклонениями определённого типа;
  • Комбинированное ДОУ — детский сад, в котором компенсирующие группы формируются параллельно с группами для нормально развивающихся детей;
  • Общеразвивающее ДОУ — такая организация образовательного и воспитательного процесса, при которой особый ребёнок находится вместе с детьми без нарушений развития, но получает необходимую коррекционную поддержку;
  • Группа кратковременного пребывания — способствует социальной адаптации ребёнка с ОВЗ, воспитывающегося в домашних условиях.

Как контролировать адаптацию особого ребёнка к детскому саду

Родители детей с особыми потребностями уже в первый год родительства понимают, насколько пока не готово наше общество относиться к этим потребностям с должным уважением. Равнодушие, лишнее внимание, высмеивание — детей с ограниченными возможностями поджидает ранняя встреча с неблаговидными проявлениями человеческой натуры.

Многих родителей это обстоятельство пугает настолько, что они стараются как можно дольше откладывать момент знакомства ребёнка с существующими порядками.

Но учреждение, адаптированное для особенных дошкольников, позволит сделать интеграцию в общество наиболее безопасной и естественной, свести к минимуму возможные риски, привить малышу навыки самообслуживания. И не забывайте, что ваш ребёнок имеет не меньше прав, чем нормально развивающиеся дети.

Просто ему требуется чуть больше времени, чуть больше внимания и намного больше чуткости со стороны окружающих его сверстников и взрослых.

  • Задавайте вопросы сотрудникам ДОУ;
  • Интересуйтесь методами работы с особыми детьми;
  • Помогайте ребёнку привыкнуть к садиковскому режиму;
  • Чаще приходите в детский сад во внеурочное время;
  • Больше общайтесь с другими родителями, дети которых посещают группу вместе с вашим ребёнком.

Но главный индикатор обстановки в дошкольном учреждении — состояние ребёнка. Ваш особый малыш даст вам понять, если социальная адаптация посредством детского сада — не ваш вариант.

В таком случае не стоит отчаиваться и опускать руки.

Просто нужно рассмотреть другие возможности: сменить группу или детский сад, подобрать иную форму общения ребёнка-инвалида со сверстниками, организовать социально-психологическое сопровождение ребёнка практикующим специалистом.

Ищите! Дорогу осилит идущий! Удачи вам и счастливого родительства.

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://nii-evrika.ru/rebyonok-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-socialnaya-adaptaciya/

Ссылка на основную публикацию