Абилитация и реабилитация

Абилитация — это… Абилитация и реабилитация :: BusinessMan.ru

Настоящее горе для семьи – это когда рождается ребенок с теми или иными отклонениями в развитии. Каждый такой случай требует тщательного обследования, чтобы определить степень поражения и возможность формированию навыков, способных сделать такого ребенка членом социального общества. В таких случаях говорят о том, что необходима абилитация ребенка.

Что такое абилитация?

Слово это имеет латинские корни. Habilis можно перевести на русский как «быть способным к чему-либо, состоятельным в каком-то виде деятельности».

Абилитация — это целый комплекс разнообразных лечебно-педагогических мероприятий, направленных на как можно более полное лечение тех патологических состояний у еще не имеющих навыков и опыта проживания в социуме малышей раннего возраста, которые без должного внимания врачей и педагогов приведут к стойкой потере возможности учиться, работать и быть когда-либо полезным членом общества.

Абилитация — чаще всего длительный процесс, конечной целью которого является приобретение или развитие еще не сформированных навыков и умений.

А в чем смысл реабилитации?

Реабилитация – это тоже комплекс мероприятий, имеющих своей конечной целью восстановление каких-либо умений и способностей, ранее утраченных ввиду произошедшей травмы либо заболевания. То есть человек ранее был полноценным членом социума, но из-за какого-то травмирующего фактора утратил трудоспособность. Восстановление ее и есть реабилитация.

Таким образом, абилитация и реабилитация имеют много общего и направлены на оказание помощи в приобретении пациентами каких-то умений и способностей, которые в дальнейшем позволят им стать полноценными членами социальной среды, учиться, трудиться и обслуживать себя.

Составляющие реабилитации

Согласно международным понятиям, под реабилитацией подразумевается достаточно обширный комплекс мероприятий, направленный на восстановление целого ряда самых разных возможностей и видов деятельности: социальной, интеллектуальной, умственной, психической. Такой аспект, как социальная абилитация, предполагает восстановление инвалида как полноценного субъекта социума. Педагогический фактор призван возвратить индивидуум к нормальной деятельности.

Цель психического аспекта – восстановление личностных качеств. Медицинская составляющая комплексного подхода в идеале должна обеспечить восстановление биологических параметров, т. е. вернуть жизнедеятельность организма к норме.

Модель, в составе которой присутствуют все выше указанные факторы, можно считать идеальной. Ее без опасений допустимо применять при стратегическом планировании реабилитационного центра для детей и инвалидов.

Существуют ли различия?

Несомненно, различия между этими двумя терминами существуют. Как уже говорилось ранее, в случае абилитации умения и способности формируются под влиянием извне — со стороны медработников, педагогов и психологов. Реабилитация же направлена на то, чтобы в максимальном объеме восстановить функционал, утраченный в процессе каких-то событий.

Таким образом, абилитация — это процесс, о котором чаще всего говорят, имея в виду деток в возрасте до 1 года, родившихся с какими-либо отклонениями.

В то время как о реабилитации говорят в отношении детей старшего и подросткового возраста, утративших функционал вследствие поражений центральной нервной системы, спровоцированных травмами головного и спинного мозга, заболеваний инфекционно-воспалительной природы (энцефалит, арахноидит, менингит, полиомиелит).

Однако термин «абилитация» применим не только к детям, но и к инвалидам разных возрастов.

Абилитация инвалидов

С 2016 года в РФ вступает в силу новая, более совершенная система установления факта инвалидности, позволяющая не только поставить диагноз, но и более полно определиться с тем, какая именно индивидуальная помощь нужна каждому конкретному пациенту. Таким образом, вводится в действие такая новая формулировка – абилитация инвалидов. Что это понятие в себя включает?

Ключевыми, самыми важными компонентами этого вида абилитации можно назвать протезирование, ортезирование, использование возможностей реконструктивной хирургии, различные варианты профессиональной ориентации, лечение в условиях санатория, применение лечебной физкультуры, различные спортивные мероприятия.

Новый закон об абилитации инвалидов

Главная и самая важная отличительная черта нового законопроекта – это индивидуальная программа абилитации инвалидов.

Суть ее заключается в том, что схема восстановления либо приобретения новых функций должна разрабатываться, а потом воплощаться в жизнь по тем правилам и направлениям, которые будут установлены строго индивидуально, исходя из состояния здоровья человека. Разработка такой программы или схемы мероприятий – прерогатива работников бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы).

По мере того как будут разрабатываться индивидуальные программы восстановительных мер, выписки из этих документов бюро МСЭ будет распространять в госучреждениях, имеющих право оказывать такие услуги. Непосредственные исполнители, проводящие абилитацию пациентов, должны будут представлять отчеты в бюро МСЭ.

Разработчики нового законопроекта убеждены в преимуществах новой системы.

Такой подход к проблеме заставит проявлять больше внимания к защите и восстановлению инвалидов (в том числе и детей), которые ранее были лишены помощи вообще, либо она не оказывалась в необходимом объеме.

Финансирование нового проекта

Финансовое обеспечение такой программы, как абилитация, — это достаточно серьезный вопрос.

Ранее все затраты по восстановлению утраченных функций или по приобретению ранее отсутствующих, как правило, ложились неподъемным бременем на плечи родителей либо создаваемых ими фондов помощи.

А ведь лечение такого рода практически всегда дорогостоящее. Кроме того, самые разные технические средства и восстановительные процессы тоже требовали вложения немалых средств.

Теперь, согласно новому закону, на такие мероприятия из бюджета выделяется определенная сумма. Что касается 2016 года, то объем денежных средств для этих целей составляет 9,3 млрд рублей, и выделены они будут из фонда соцстрахования.

Официальный, подписанный руководством страны документ определяет, что эти финансовые потоки могут быть использованы по двум направлениям.

Во-первых, это предоставление технических средств и услуг по абилитации и реабилитации (объем – 7,7 млрд рублей).

Во-вторых, это предоставление денежной помощь местным бюджетам со стороны государственного (субвенции) на подобные мероприятия (объем – 1,6 млрд рублей).

Временной фактор – это важно?

Да, это очень и очень важно. Надо сказать, что поздно начатая абилитация инвалидов (что это – было описано выше), скорее всего, даст минимальный эффект или будет трудно выполнимой. Исходя из этого, можно сделать вывод, что абилитация наиболее эффективна в отношении маленьких детей с ограниченными возможностями.

И вообще, суть этого процесса не только в том, чтобы лечить и модифицировать имеющиеся расстройства физического или умственного плана, но и в том, чтобы достичь поставленной цели (т. е.

улучшить функционал) с применением альтернативных методов, если привычные пути заблокированы.

Либо есть другой путь – адаптация окружающей среды до того уровня, чтобы отсутствующие функции были компенсированы.

Мероприятия по реабилитации начинают осуществлять едва ли не с первых дней заболевания или получения травмы. Все действия проводятся непрерывно и поэтапно. Что же касается абилитации, то здесь мероприятия могут стартовать с того момента, когда был проведен мониторинг состояния здоровья будущей матери и плода, либо с момента рождения малыша с отклонениями в развитии.

Итак…

Абилитация — это, по сути, многоступенчатый и многосторонний процесс, который призван предоставить пациенту возможность вести жизнь, максимально приближенную к нормальной в ее общечеловеческом понимании. Под таким образом жизни мы понимаем тот, какой был бы у ребенка или взрослого, не будь у него тех или иных отклонений и функциональных ограничений.

Новая программа абилитации способна как нельзя лучше и эффективнее помочь человеку с ограниченными возможностями стать полноценным субъектом социума, устроить свою профессиональную, а иногда и личную жизнь.

И прямая обязанность всех полноценных членов социальной среды состоит в создании режима наибольшего благоприятствования и стимулирования таких людей к достижению поставленной цели.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-abilitaciya-eto-abilitaciya-i-reabilitaciya.html

Отличительные особенности в проведении мероприятий реабилитации и абилитации

Законодательство о социальной поддержке и государственной защите инвалидов содержит термины абилитация и реабилитация.

Итак, что они означают и в чем разница между этими двумя понятиями рассмотрим подробно в нашей статье.

Цели и задачи данных мероприятий

В соответствии со ст. 9 ФЗ N 181 от 24.11.1995 года под реабилитацией понимается система и процесс, которые способствуют частичному или полному восстановлению способностей, ранее утерянных инвалидом к общественной, бытовой, профессиональной или трудовой деятельности.

Под абилитацией понимается процесс формирования новых способностей, которые ранее отсутствовали к ведению трудовой, общественной, образовательной и бытовой деятельности.

Целью осуществления реабилитации является восстановление навыков, которые были утрачены в связи с наступлением стойкого ограничения здоровья с учетом специфики перенесенной лицом травмы.

К задачам реабилитации относят:

  1. Повышение скорости выздоровления;
  2. Улучшение вариантов исхода полученных травм в результате болезни;
  3. Сохранение жизни инвалида;
  4. Предупреждение возможности появления инвалидности или облегчение её проявлений;
  5. Возвращение человека в различные сферы жизнедеятельности;
  6. Восстановление профессиональных навыков.

Целью абилитации является приобретение инвалидами таких навыков, которых ранее у них не было, для их интеграции в обществе.

Между понятиями реабилитация и абилитация есть существенная разница.

Как правило, процедуры по абилитации проводятся детям, сразу после рождения и выявления у них нарушения здоровья, для того, чтобы приобретенные в процессе абилитации навыки можно было использовать в жизни.

Реабилитация же, как правило, проводится для того, чтобы навыки, утраченные в результате болезни или травмы, восстановить.

Программы для инвалидов

Индивидуальная

Индивидуальная программа реабилитации подразумевает проведение процедур и мер, которые включают в себя:

  1. Формы мер, направленных на восстановление утраченных функций;
  2. Сроки реализации этих мер;
  3. Виды необходимой помощи инвалиду;
  4. Объемы оказываемой помощи.

Она предполагает проведение следующих мероприятий:

  1. Медицинские (терапия, хирургия, санаторно-курортное лечение, получение технических средств);
  2. Социальные (юридическая помощь, консультирование, психологическая и культурная поддержка семей, в которой есть инвалид, обучение, проведение социальной реабилитации, физической);
  3. Профессиональные (консультирование о доступных формах труда, рекомендации о возможных противопоказаниях, ориентация, переобучение, техническое содействие при обучении или переобучении);
  4. Психолого-педагогические (дошкольное воспитание, обучение, предоставление технических средств для обучения, корректировка).

Реализации индивидуальной реабилитации осуществляется только по согласию инвалида.

Программа индивидуальной абилитации включает в себя следующие меры:

  1. Восстановительные (реконструктивная медицинская помощь, протезирование, ортезирование);
  2. Профессиональные (оказание помощи при устройстве на работу, меры адаптации на новом рабочем месте);
  3. Физкультурно-оздоровительные (привлечение к культурно-массовым мероприятиям, участие в соревнованиях);
  4. Социальные (предоставление возможностей к самореализации, оказание помощи в процессе поступления в высшие учебные заведения, налаживание социальных контактов).

Комплексная

Комплексная реабилитация – такой процесс, в котором участвуют специалисты разных направлений для восстановления умений и навыков, приобретенных ранее.

Направления комплексной реабилитации:

  1. Просветительское – реализация программ, направленных на изменение отношения общества к проблеме инвалидности, а также реализация программ, направленных на социализацию инвалидов в обществе и изменение их отношение к нему;
  2. Досуговое – создание программ по удовлетворению духовных и физических потребностей;
  3. Коррекционное – целью является устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, связанных с инвалидностью;
  4. Познавательное – выявление у и инвалидов желания к образованию, труду, общественной деятельности;
  5. Эмоционально-эстетическое – формирование знаний у инвалидов к желанию освоения мира.

Медицинская

Медицинская реабилитация – комплекс процедур, направленных на снижение степени выраженности ограничения в процессе жизнедеятельности у инвалидов.

Выделяют следующие виды медицинской реабилитации:

  1. Общая (применение препаратов, которые назначаются лечащим врачом, амбулаторное наблюдение);
  2. Специализированная (помощь в специализированных лечебных учреждениях, осуществление протезирования, проведение операций).

К медицинской абилитации относят:

  1. Протезирование;
  2. Отрезирование;
  3. Реконструктивную хирургию.

Социальная

Социальная реабилитация – это совокупность процедур и различных мер, которые определяют общественный режим и режим семейно-бытовых отношений с учётом потребностей самого инвалида.

Она представляет собой два раздела:

  1. Социально–средовая ориентация представляет комплекс мер, которые помогают выявлению наиболее развитых умений инвалида, и на основе этих умений подбирается наиболее осуществимая семейная и общественная деятельность;
  2. Социально-бытовая абилитация представляет собой комплекс мер, с помощью которых выбирается наиболее оптимальный режим общественной деятельности и семейной жизни.

Социально-бытовая адаптация включает:

  1. Осуществление консультирования инвалида;
  2. Специализированное обучение инвалида и членов его семьи;
  3. Обучение процедурам самообслуживания;
  4. Приспособление помещения, где проживает лицо с ограниченными возможностями, к его нормальной жизни и способности обслуживания;

Социально-средовая ориентация представляет собой процедуру:

  • получения навыков общения, обучение социальной независимости, приобретения умений по осуществлению рекреационных мероприятий;
  • оказания помощи при разрешении личных проблем;
  • психологической поддержки семьи.

Особенности для детей

Для формирования навыков, а также восстановления умений, ранее утраченных, у детей-инвалидов применяются следующие формы программ реабилитации и абилитации:

  1. Социально-медицинская (посещение детьми-инвалидами лечебной физкультуры, массажа, фитотерапии, физиолечения, спортивно-оздоровительных мероприятий);
  2. Социально-бытовая (осуществление консультирования при пользовании средствами реабилитации, информирование, проведение трудотерапии);
  3. Социально-психологическая (диагностика, коррекция, формирование навыков самообслуживания, персонального ухода);
  4. Коррекционно-педагогическая (проведение развивающих занятий);
  5. Социокультурная (проведение концертов, экскурсий, посещение театров).

Особенностью проведения указанных программ у детей-инвалидов заключается в их комплексности, поскольку основной целью реализации программ является возвращение здоровья ребенку, а также развитие его функций (психических и физических) до максимального уровня.

Источники финансирования

Финансирование программ восстановления умений и приобретения новых навыков осуществляется за счет:

  1. Федерального бюджета страны;
  2. Региональных бюджетов;
  3. Иных источников.

Меры, связанные проведением медицинской реабилитации и абилитации финансируются из средств федерального бюджета РФ, и из средств региональных фондов медицинского страховании.

Осуществление передачи в пользование различных технических средств финансируется за счет региональных бюджетов.

Меры, направленные на создание трудовых мест и оптимальных трудовых условий, финансируются за счет бюджетов предприятий и организаций.

Реализация индивидуальных программ допускается за счет физических лиц или самого инвалида с последующей выплатой компенсации.

О современных подходах к реализации данных мероприятий в отношении некоторых категорий инвалидов смотрите в следующей видеоконференции:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/otlichitelnye-osobennosti-reabilitacii-i-abilitacii.html

Абилитация — это… Лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам :

В социальной сфере фигурирует такое понятие, как абилитация. Это мероприятия, которые помогают инвалидам детства приобрести максимально полноценное качество жизни. Проблематика вопроса имеет многогранный характер.

Практический опыт опровергает мнения некоторых врачей и педагогов о том, что подобное воздействие бесперспективно. Негативные оценки обусловлены низкой осведомленностью и отсутствием знакомства с инновационными системами восстановления даже запущенных детей. Такие мнения должны уступить место кропотливому и настойчивому труду, который позволит малышу вести нормальную жизнь.

Общие понятия

Если рассматривать термин с медицинской точки зрения, его официальное толкование будет несколько иным. Комплексное понятие подразумевает, что абилитация – это:

  • Многогранная система медицинских манипуляций.
  • Социальная поддержка.
  • Психологическая помощь.
  • Педагогические и иные мероприятия.

Все манипуляции направлены на одну цель – компенсирование утраченной или нарушенной функции организма, стимуляция потенциальных возможностей. У человека должны сформироваться оптимальные адаптационные навыки по отношению к социуму, в ходе лечения наращивается его социальный потенциал.

Абилитация – это тот комплекс мер, который, прежде всего, относится к детям, рожденным на свет с физическими и умственными нарушениями.

Манипуляции врачей, родителей и педагогов помогают развить полноценную личность ребенка, у которого развит социальный потенциал.

Такие дети способны успешно реализоваться и существовать в обществе среди детей-неинвалидов, а впоследствии – и во взрослой жизни.

Специальные организации

Среди множества социальных направлений, которые существуют в нашей стране, особое место занимают те, деятельность которых направлена на решение вопросов поддержки инвалидов. Во многих регионах создаются абилитационные центры – специализированные учреждения, в которых реализуются различные методики по работе с людьми с ограниченными возможностями.

Роль учреждений в лечебном процессе

Центр абилитации, если исходить из зарубежного и отечественного опыта, играет немаловажную роль в процессе адаптации ребенка, в частности:

  • Учреждение выступает неким проводником государственной политики, направленной на удовлетворение социальных потребностей инвалидов детства.
  • Именно в центре ребенок имеет возможность для получения исчерпывающей помощи. Это психосоциальная, биологическая поддержка, реализация различных абилитационных программ. Специалисты апеллируют к личности больного, практикуют ступенчатый подход по отношению к проводимым мероприятиям и воздействиям.
  • Абилитация инвалидов – это комплексная мера, определяющая максимальную эффективность адаптации ребенка, страдающего любым серьезным заболеванием, ведущим к инвалидности.
  • Именно тут реализуется оценка состояния больного и координация программ воздействия с опорой на потенциал малыша.
  • Только в центре можно воспользоваться услугами мультидисциплинарных специалистов.
  • В процессе абилитации участвуют внешние социальные институты, что исключает однобокость в решении столь важных проблем.

В чем состоит суть воздействия?

Программа абилитации зависит от того, каким заболеванием страдает ребенок. Чаще всего это различные нейронные нарушения головного мозга, полученные при рождении или после травмирования, ДЦП, слепота, глухота, задержка речевого развития.

Комплекс мер для детей с ДЦП:

  • Лечебная физкультура.
  • Ортопедические процедуры.
  • Физиотерапия.
  • Массаж.
  • Специальные укладки.
  • Фармакологическое воздействие.
  • Занятия с логопедом.
  • Подвижные, специальные, настольные игры.

Комплекс мер для слабовидящих и слепых малышей:

  • Тренировка слуха и кожного восприятия.
  • Формирование особых форм условно-рефлекторной деятельности.
  • Задействование остаточного зрения, развитие оптического внимания.

Комплекс мер для слабослышащих и глухих деток:

  • Занятия с сурдопедагогом.
  • Обучение дактильной речи.
  • Развитие оставшегося слуха.

Программа для детей с задержкой речевого развития:

  • Реализация упражнений, развивающих моторику рук.
  • Тренировки на развитие слухового внимания, голосообразования.
  • Логопедическая работа – реализация доречевой и речевой деятельности.
  • Координация моторного и речевого развития.

Работа центров и семья

Если родители обращаются в специальные центры, где реализуется многосторонняя абилитация, это послужит им только на пользу. Семья никогда не останется наедине со своей бедой.

Квалифицированные специалисты совместно с мамами и папами вырабатывают план действий, чтобы дальнейшая жизнь ячейки общества стала понятна и прозрачна.

Родители первыми получают навыки, необходимые для ежедневной работы с ребенком.

Медики и психологи отмечают, что абилитация детей может быть эффективной только тогда, когда мамы и папы грамотно занимаются с малышом в семье (на систематической основе). Это трудный процесс, преодолеть который можно только совместными усилиями и работой.

Абилитация и реабилитация – в чем разница?

Система мероприятий, реализуемая в ходе абилитации, направлена на лечение детей раннего возраста, которые еще не приспособлены к существованию в социуме. Ребенок по мере роста и развития становится полноценным членом общества.

Реабилитация тоже является системой педагогических и лечебных мероприятий. Однако спектр действий направлен на лечение таких состояний, которые могут привести к утрате работоспособности. Таким образом, пациент после курса терапии обретает возможность жить и трудиться в обычных условиях.

Об абилитации уместно говорить в том случае, если малыш стал инвалидом в раннем детстве или с рождения был таковым (родовые травмы мозга и черепа, внутриутробные поражения ЦНС), то есть у ребенка никогда не было полноценной двигательной активности, нарушены речевые и прочие функции. Такие дети не имеют опыта общественной жизни и не обладают навыками самообслуживания.

О реабилитации уместно говорить тогда, когда пациент имеет опыт общественной жизни, какой-либо полезной и благотворной деятельности. Курс направлен на лечение детей старшего возраста и взрослого населения.

Социальные аспекты

Социальная абилитация, если рассматривать официальную терминологию, трактуется как система мероприятий, в ходе её реализации человек начинает усваивать навыки и знания, которые помогают независимо проживать в социальной среде. Человек, получая поддержку, начинает адекватно осознавать свои ограничения и возможности, собственную социальную роль, у него происходит понимание обязанностей, прав, совершенствуются навыки самообслуживания.

Эти меры чаще всего направлены на адаптацию детей инвалидов и семей, находящихся в кризисной ситуации. Речь идет о формировании у малышей таких способностей и функций, которые на фоне нормального развития складываются без дополнительных усилий со стороны государства и окружающих людей.

У детей, которые обладают особыми потребностями, они развиваются только в том случае если на них воздействуют специальные технические средства и ведется целенаправленная работа психологов, педагогов, медиков и родителей.

Чему учатся ребенок и семья:

  • Основные социальные навыки.
  • Приспособление бытовой обстановки к потребностям инвалида.
  • Формирование навыков автономного проживания (ребенок получает педагогическую коррекцию).
  • Обучение стереотипам безопасного поведения.
  • Усвоение навыков, которые помогают отстаивать собственные интересы и права.
  • Обучение самоанализу.
  • Обретение навыков позитивного восприятия себя и собственной личности.

Вместо завершения

Абилитация – это длительный и трудоемкий процесс. Родителям очень важно найти грамотного специалиста, чтобы рука об руку пройти этот путь. Задача медицинского работника состоит в корректном выполнении всего комплекса процедур. Общая цель, стоящая между всеми участниками процесса, заключается в формировании у малыша интеллекта, речи и прочих психических процессов.

Источник: https://www.syl.ru/article/203381/new_abilitatsiya—eto-lechebnyie-i-sotsialnyie-meropriyatiya-po-otnosheniyu-k-invalidam

Что такое абилитация и реабилитация инвалидов?

Содержание

С самого начала 2017 года вступил в силу особый закон, который содержит информацию о том, что представляет собой реабилитация и абилитация инвалидов.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Также в нем прописываются все условия, которые предъявляются различными индивидуальными программами для людей с ограниченными возможностями. Именно в этом законе можно узнать, какова разница между абилитацией и реабилитацией инвалидов:

  1. реабилитация – это совокупность специальных действий, которые предназначены для восстановления способностей человека, который лишился их из-за какого-либо заболевания или травмы;
  2. абилитация – это изначальное создание способностей у человека, которые полностью отсутствовали у него.

Как правило, абилитация направлена на детей, которые были рождены с какими-либо отклонениями или имели нарушения в процессе своего развития.

Основные особенности абилитации

Первоначально важно определить, что представляет собой реабилитация инвалидов.

Она направлена на то, чтобы восстановить у человека с ограниченными возможностями психическую, умственную, социальную или интеллектуальную деятельность.

Важно не только правильно вернуть ее, но и постоянно поддерживать, чтобы не произошло очередного сбоя. В этом случае человек сможет вернуться к нормальному образу жизни.

Реабилитация возможна только при применении определенной совокупности действий, к которым можно отнести:

  • социальные мероприятия предполагают возвращение инвалида в социум, где он становится полноправным членом, а не изгоем;
  • педагогические действия необходимы, чтобы человек смог вернуться к оптимальному образу жизни;
  • психические меры обеспечивают восстановление всех утерянных личностных особенностей человека;
  • медицинские действия предполагают восстановление самого организма, чтобы человек смог нормально управлять собственным телом.

Для каждого инвалида в процессе реабилитации должны применяться все вышеуказанные действия, поскольку отдельное их использование не принесет необходимого результата.

Абилитация инвалидов не предполагает восстановление утерянных навыков и способностей, поскольку она направлена на их формирование, поэтому предполагается, что ранее у инвалида их просто не было.

Поскольку обычно у людей с ограниченными возможностями невозможно создать навыки, которые являются обычными для других людей, то их учат пользоваться альтернативными путями и возможностями, которые позволяют достичь конкретных функциональных достижений.

Как правило, абилитация применяется к детям, которые родились с определенными отклонениями или были обнаружены проблемы в ходе их развития.

Именно в детском возрасте можно создать необходимые навыки, а вот если упустить момент, то уже во взрослом возрасте часто достичь нужного результата просто невозможно.

Если у ребенка имеется отставание в речевом развитии, то оно должно быть устранено до 10 лет, поскольку позже исправить положение будет нереально.

Абилитация должна применяться как можно раньше, обычно сразу после обнаружения каких-либо отклонений или нарушений у ребенка. Как правило, уже с первого года жизни могут применяться различные действия и программы с логопедами и педагогами.

Как происходит установление инвалидности в 2017 году

Общеизвестно, что реабилитация и абилитация инвалидов в 2017 году будет назначаться только для тех людей и детей, которые обладают нужными документами, подтверждающими наличие у них инвалидности.

По статистическим данным, в начале 2015 года в стране было около 13 млн. инвалидов, причем только примерно 600 тыс. являлись детьми-инвалидами. Перед введением нового закона в 2017 году инвалидность определялась по двум показателям, к которым относится:

  1. наличие расстройств в основных функциях и системах организма человека;
  2. насколько ограничен процесс жизнедеятельности, причем применялись такие показатели как частичная потеря или полная, способность к обучению и др.

Однако теперь определяться инвалидность будет только по одному критерию, по которому можно будет определить, является ли человек или ребенок инвалидом или нет.

В соответствии с этим происходит назначение конкретной индивидуальной программы, призванной как можно быстрее и эффективнее восстановить жизнедеятельность гражданина. Этот критерий заключается в определении выраженности функциональных расстройств организма человека.

Такой подход считается самым объективным и рациональным, поскольку оценивается утеря определенной функциональности, а это можно узнать по результатам медицинского обследования.

Что представляет собой программа абилитации

Новая система, которая позволяет определять инвалидность, обладает еще одной хорошей чертой, которая заключается в том, что сразу можно решить, какая индивидуальная помощь может быть оказана человеку. Если ему нужны умения и способности, которые вовсе у него отсутствовали, то ему назначается абилитация. В случае, если нужно восстановить утраченные навыки, то проводится реабилитация.

Абилитация предполагает следующие действия:

  • протезирование;
  • применение реконструктивной хирургии;
  • ортезирование;
  • различные методы профессиональной ориентации;
  • лечение в санаториях и курортах;
  • всевозможные спортивные упражнения;
  • медицинское вмешательство;
  • ЛФК.

Также могут применяться и другие мероприятия, выбор которых зависит от того, какие именно способности отсутствуют у человека, проходящего абилитацию.

Самым важным в новом законе считается составление индивидуальной программы, причем как для абилитации, так и для реабилитации.

Первоначально создается специальная схема действий, которая после этого воплощается в жизнь, а при этом соблюдаются многочисленные условия, установленные для конкретного случая.

Когда будет создана специальная восстановительная программа для определенного инвалида, она отправляется в то медицинское учреждение, которое будет заниматься воплощением всех мер и предоставлением нужных услуг для человека. Данные организации будут отчитываться за абилитацию каждого инвалида перед бюро СМЭ. После эти отчеты отправляются в государственные органы, которые являются ответственными за содействие инвалидам.

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2017 году подверглись существенным изменениям, причем многие специалисты утверждают, что это приведет только к положительным результатам. Индивидуальные программы будут эффективными для конкретного человека, поэтому можно ожидать оперативного и качественного восстановления или формирования навыков и способностей.

Также важно отметить, что если до 2017 года средства на реабилитацию и абилитацию родители и сами инвалиды должны были искать самостоятельно, для чего могли использовать собственные средства или обращаться в специальные фонды, то теперь на эти цели выделяются средства из государственного бюджета.
Таким образом, реабилитация и абилитация являются разными понятиями, которые теперь закреплены в законодательстве, а также в 2017 году было введено много нововведений, которые касаются данных процессов.

Источник: http://waytop.ru/reabilitatsiya_i_abilitatsiya_invalidov.html

Понятия коррекции, компенсации, реабилитации, абилитации

Современная зарубежная специальная педагогика отличается в большинстве развитых стран мира гуманным, корректным и тактичным профессионально-педагогическим словарем, особенно в той его части, которая используется в социальном, юридическом, педагогическом, философском контексте.

Сохраняется и некоторая часть исконно медицинской, «диагнозной» терминологии, но она используется в более узком профессиональном кругу и не является языком общения специалистов с воспитанниками, учащимися, взрослыми с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, а также с родственниками этих людей, с общественностью, в средствах массовой информации.

Мы уже говорили о том, что с середины 90-х гг. активнее начали использовать такие термины как: «коррекционная педагогика» и «лечебная педагогика». Термин «лечебная педагогика» по сущности означает лечение больных педагогическими методами.

Однако понятно, что педагогика не может выполнять несвойственные ей функции и претендовать на поле деятельности медицины, хотя лица с ограниченными возможностями здоровья в ряде случаев действительно нуждаются в медицинской помощи. Таким образом, речь идет все же о специальной педагогике с медицинским сопровождением.

Но едва ли можно говорить обо всех людях с отклонениями в развитии как о больных.

Термин «лечебная педагогика» широко употреблялся в немецкой литературе 19 века. В России этим термином пользовались врачи-психиатры И.В. Маляревский, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, Г.И.

Россолимо, которые в первые десятилетия ХХ в. занимались лечением и обучением детей с отклонениями в психическом развитии.

Сегодня этот термин в отечественной педагогической науке считается устаревшим, не отражающим сущности изучаемой предметной области и малоупотребительным.

Коррекция(лат. correction — исправление)– определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатков или преодоление дефекта, в то же время коррекция может быть составной частью учебно–воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.

В рамках единого учебно–воспитательного процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно–развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка.

Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально–волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

Коррекционно–развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Основная задача данной работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Компенсация(лат. compensation – возмещение, уравновешивание) –это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинестетических анализаторов).

Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.

Адаптация школьная(лат. adaptio — приспособлять) –это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к её нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Дети с особыми образовательными потребностями не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой является хроническая неуспеваемость, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, асоциальное поведение.

В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация(лат. rehabilitation — восстановление).

Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «реабилитацияэто применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей».

Это определение адекватно тому, которое принято в англоязычной педагогике. В то же время в других странах (франкоязычные, испаноязычные) чаще используется термин реадаптация.

Реабилитация социальная– это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками. Это сложное многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через:

· Медицинскую реабилитацию – лечение недостатков, снятие последствий дефекта.

· Психологическую реабилитацию – снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов.

· Педагогическую реабилитацию – восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных качеств.

Социальная реабилитация – это своего рода итог всей коррекционно–педагогической деятельности.

Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин «абилитация»(от лат.

habilis– быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр.

, а о первоначальном её формировании.

«Абилитация» –система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем особенность организации воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении?

2. Какие методы воспитания Вы можете выделить?

3. Назовите категории специальной педагогики.

Тест на усвоение материала:

1. Система наиболее общих и устойчивых требований, определяющих характер и особенности деятельности это — :

а) методы; б) формы; в) принципы; г) способы.

2. Кто в 1908 году в Москве основал школу-санаторий для «исключительных детей»:

а) Е.К. Грачева; б) В.П. Кащенко;

в) Л.С. Выготский; г) Г.Я. Трошин.

3. К первичным дефектам не относится:

а) частные и общие нарушения функций центральной нервной системы;

б) явление ретардации;

в) нарушения межфункциональных связей;

г) социальная депривация.

4. Что не является личностной реакцией на первичный дефект:

а) игнорирование; б) вытеснение;

в) интроекция; г) гиперкомпенсация.

5. Кто предложил для изучения личности ребенка «метод психологических профилей»:

а) Г. И. Россолимо; б) Г.Я. Трошин;

в) П.П. Блонский; г) Л.С. Выготский.

6. Многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизических функций организма называется — :

а) компенсация; б) реабилитация;

в) депривация; г) абилитация.

7. Возникает в ходе развития ребенка с особыми образовательными потребностями в том случае, если социальное окружение детерминирует отклонения в личностном развитии:

а) вторичный дефект; б) первичный дефект; в) регресс; г) акселерация.

8. Что не входит в психотерапевтическую коррекцию по В.П. Кащенко:

а) гипноз, убеждение, психоанализ;

б) внушение и самовнушение;

в) выработка систематичности и выдержки в работе;

г) укрепление слабой воли.

9. К категориям специальной педагогики не относится:

а) коррекция; б) абилитация;

в) социализация; г) национализация.

Источник: http://megaobuchalka.ru/4/39571.html

Ссылка на основную публикацию