Дети, оставшиеся без попечения родителей

Кто такие дети, оставшиеся без попечителей родителей?

Каждый день огромное количество несовершеннолетних детей в силу различных обстоятельств остаются без родителей. Одна из ключевых задач государства не оставить таких детей один на один на произвол судьбы, и берет взять на себя обязанность по его дальнейшему развитию и обеспечению необходимым уютом и созданию условий для достойной жизни.

Кто относится к категории лиц, оставшиеся без попечения родителей

Следует отличать понятие сиротства и отсутствия родительского попечения:

  • сироты – несовершеннолетние лица, у которых в силу различных обстоятельств умерли или погибли родители;
  • дети без попечения – несовершеннолетние лица, чье биологические родители могут выполнять родительские функции по причине:
  • лишения родительских прав;
  • устойчивого, длительного расстройства здоровья;
  • признания их недееспособными;
  • отбывающих наказание в исправительных учреждениях за совершение уголовных преступлений;
  • уклонения от исполнения обязанностей по воспитанию;
  • признания безвестно отсутствующими или умершими по решению суда;

Нередко можно встретиться с понятием «социальное сиротство». Суть определения заключается в том, что несовершеннолетний ребенок хоть и имеет биологических родителей, но последние по различным причинам осознанно отказались от ребенка и сняли с себя полную ответственность.

В большинстве случаев отказ от ребенка происходит в медицинском учреждении сразу же после рождения.

Другие ситуации, связанная с отказом от ребенка происходят по причине деградации родителей из-за влияния пагубного пристрастия к алкогольным или наркотическим веществам, что приводит к асоциальному образу жизни.

В чем разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей?

Ключевая разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в том, что у детей-сирот  погибли биологические родители. У детей, оставшихся без попечения в родители живы, либо признаны умершими по решению суда, однако по ряду определенных в законе причин не могут или не желают выполнять обязанностей родителей.

Как получить статус лица, оставшегося без попечения родителей?

Статус лица, оставшегося без попечения родителей в обязательном порядке должен быть присвоен официально. В первую очередь это необходимо для оформления социальных выплат, предусмотренных законодательством.

Органам опеки и попечительства предоставлен срок в 1 месяц для решения вопроса с устройством проживания и воспитания несовершеннолетнего с момента выявления основания для взятия ребенка под опеку(попечительство).

Второй немаловажный момент – оформление такого статуса необходимо для снятия обязательств с ребенка по материальному обеспечению родителей в будущем.

Процедура получения статуса «сирота» достаточно простая, ведь для его получения достаточно документального подтверждения факта смерти или гибели родителей, как правило это свидетельство о смерти.

Обратите внимание!

 Единственная инстанция, правомочная присваивать такие статусы – суд.

Инициатором судебного разбирательства могут быть:

  • органы опеки и попечительства;
  • родственники ребенка;
  • работники медицинских, образовательных, социальных учреждений;
  • ребенок, по достижении 14 лет.

Для того, чтобы судебное заседание состоялось и было вынесено необходимое решение в суд необходимо предоставить  документы, подтверждающие правовое основание для предоставления особого статуса:

  1. решение суда о заключении родителя под стражу или приговор с лишением свободы;
  2. справка с Управления исполнения наказаний;
  3. свидетельство о рождении с прочерками в графах информации о родителях;
  4. официальный отказ от ребенка;
  5. подтверждение лишения родительских прав;
  6. справки с медицинских учреждений, подтверждающих состояние здоровья родителей;
  7. иные подтверждающие документы.

Как только факт нарушения или ущемления прав и интересов ребенка найдет свое подтверждение, защитные органы обязаны предпринимать меры по их устранению.

Меры, государственной поддержки лиц, оставшихся без попечения родителей

В обязанности государства входит не только выявление несовершеннолетних, нуждающихся в опеке, но и принятие ряда мер, направленных на поддержание и защиту законных прав и интересов ребенка, способствующих его нормальному развитию, воспитанию и получению образования.

К таким мерам относится:

  • бесплатное питание и проживание;
  • устройство в специализированные школы;
  • воспитание в государственных интернатах;
  • право на бесплатное высшее образование очной формы обучения;
  • разовые и на постоянной основе выплаты;
  • получение жилья.

Государство выдвигает ряд требований к потенциальным новым родителям, желающим усыновить или удочерить ребенка.

Требования:

  1. достижение новыми родителями совершеннолетия;
  2. наличие полной дееспособности;
  3. отсутствие факта лишения родительских прав в прошлом, а также отсутствие фактов нарушения опекунства и усыновления;
  4. состояние здоровья на уровне, позволяющее усыновлять или удочерять ребенка;
  5. нет судимости;
  6. наличие жилой недвижимости.

Необходимые документы:

  • заявление;
  • заключение привлекаемых органов об условиях проживания;
  • справка с места работы (бланк организации) или 2-НДФЛ;
  • паспорт;
  • справка о составе семьи и выписка из домовой книги.

Источник: http://myfamilylaw.ru/deti-i-roditeli/deti-ostavshiesya-bez-popechitelej-roditelej

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты нуждаются в особой поддержке государства, причем в самых разных областях. О том, какие основные меры социальной поддержки предусмотрены российским законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей, и кто должен обеспечить защиту прав детям сиротам? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке. Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996г.

В соответствии с законодательным актом, к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Виды социальной помощи детям сиротам

Меры государственной поддержки для детей, оставшимся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатное проживание в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство)

Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на:

Личные права детей сирот:

  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия, которые назначаются на основании Положения «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 16 февраля 1993г.;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также, на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей), в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

Право детей сирот на образование

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорий лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/family/zashhita-prav-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley/

Кто такие: «дети, оставшиеся без попечения родителей»?

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в статье 121 Семейного кодекса, а часть причин «прячется» в формулу: «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

В связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», в Семейный кодекс были внесены изменения, которые добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребенка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой.

Итак, дети остаются без попечения родителей в следующих случаях: • Родители (единственный родитель) умерли; • Родители ребенка неизвестны (подкидыш, найденыш); • Родители лишены родительских прав; • Родители ограничены в родительских правах; • Родители признаны недееспособными; • Родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение; • Родители длительно отсутствуют, в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими; • Родители уклоняются от воспитания детей; • Родители уклоняются от защиты прав и интересов детей; • Родители отказываются забирать свои детей из какого-либо учреждения (отказники); • Родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от них; • Одинокая мать ребенка, оставившая его на полное государственное попечение не поддерживает с ним контактов (не принимает участия в его воспитании); • Родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребенка; • Родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребенка; • Родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;

• Все иные случаи отсутствия родительского попечения, в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребенок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец – в местах лишения свободы. Или: отец – погиб, мать – помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребенок будет считаться оставшимся без попечения родителей.

Приводится лишь один признак того, что ребенок является оставшимся без попечения родителей – отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине.

Для признания ребенка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значение не имеет.

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников, должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребенка и принять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребенок все равно будет считаться оставшимся без родительского попечения.

Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребенка, за исключением необходимости немедленно обеспечить такую защиту до устройства ребенка (т.е., например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – передавать ребенка в приют, иное учреждение).

Вопрос о жизненном устройстве ребенка все равно остается открытым, и ответственность за такое устройство лежит на органах опеки и попечительства.

Поскольку законом установлен тридцатидневный срок, в течение которого органы опеки и попечительства должны осуществить постоянное устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребенка, осуществляющих о нем заботу, не обязывает органы опеки и попечительства осуществлять жизненное устройство ребенка в этом случае. Однако если родители оставили ребенка «на родственников» на срок, превышающий 30 суток, органы опеки и попечительства должны признать такого ребенка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего из числа заботящихся о нем родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего ребенка.

Источник: http://www.deti-volg44.pearlblack.ru/poleznoe/specialistam/kto-takie-deti-ostavshiesja-bez-popechenija-roditelei.html

Установление правового статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей

Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года  № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот»).

Вышеуказанный закон категорию детей-сирот выделил в отдельное понятие как один из случаев утраты ребенком родительского попечения.

Статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) случай утраты родительского попечения в связи со смертью родителей включен в понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей».

В целях устранения разночтений применяется термин «дети, оставшиеся без попечения родителей», вобравший в себя все случаи утраты детьми родительского попечения.

Согласно статье 121 СК РФ к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, приведенный в пункте 1 статьи 121 СК РФ, не является исчерпывающим.

Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» также содержит перечень ситуаций, при которых ребенок остается без попечения родителей.

В дополнение к СК РФ названы следующие случаи утраты  ребенком родительского попечения: признание родителя безвестно отсутствующим, ограничение его в дееспособности, осуждение к лишению свободы, нахождение родителя в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых.

При определении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует учесть все вышеперечисленные случаи утраты ребенком родительского попечения.

Под правовым статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, понимается наличие документов, подтверждающих факт отсутствия (утраты) единственного или обоих родителей в случаях:

1. Смерть единственного или обоих родителей

Документы, подтверждающие факт отсутствия (утраты) родительского попечения Дальнейшая работа, подтверждающая статус ребенка, оставшегося без попечения родителей
4.1.1. Свидетельство о смерти родителя или повторное свидетельство о смерти родителя

1.1. Смерть единственного или обоих родителей подтверждается свидетельством о смерти родителя или повторным свидетельством о смерти родителя

Форма свидетельства о смерти утверждена постановлением Правительства  Российской Федерации от 6 июля 1998 года № 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее — постановление Правительства  РФ от 6 июля 1998 года № 709).

Форма бланка записи акта о смерти утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 1998 года № 194 «Об утверждении образцов бланков записей актов гражданского состояния» (далее приказ Минюста РФ от 30 декабря 1998 года № 194).

Правила заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 года № 432 (далее — постановление Правительства РФ от 17 апреля 1999 года № 432).

 Заявление о смерти устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния (далее – орган ЗАГС) обязаны подать:

— супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти;

— медицинская организация или учреждение социальной защиты населения в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данных организации или учреждении;

— учреждение, исполняющее наказание, в случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы;

— орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни);

— орган дознания или следствия в случае, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена;

— командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.

Заявление о смерти  должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.

Государственная регистрация смерти производится органом ЗАГС в порядке, установленном статьями 64-68 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее — Закон «Об актах гражданского состояния»).

В случаях, когда органу опеки и попечительства стало известно, что государственная регистрация смерти родителя не была оформлена, но у физических или юридических лиц имеются:

— медицинское свидетельство о смерти (форма № 106/у-08 утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти» (далее — приказ Минздравсоцразвития от 26 декабря 2008 года № 782н);

— судебное решение об установлении факта смерти;

— судебное решение об объявлении родителей умершими;

орган опеки и попечительства принимает меры к тому, чтобы физические или юридические лица, имеющие вышеперечисленные документы, обратились в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации смерти родителей ребенка или подает заявление от своего имени.

Если государственная регистрация смерти не была произведена, а медицинское свидетельство о смерти утрачено, орган опеки и попечительства или законный представитель ребенка запрашивает дубликат медицинского свидетельства о смерти и после его получения обращается в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации смерти родителей ребенка.

Источник: http://detimordovii.ru/status.html

Дети без попечения родителей

Ежегодно более шестидесяти тысяч детей остаются без возможности жить и воспитываться в семье.

Где-то это связанно с неудовлетворительной ситуацией в социуме, где-то вина возложена на поведение самих родителей, а в некоторых случаях дети могут стать сиротами в случае гибели своих родственников.

Государство взяло на себя обязанности по содержанию данной категории несовершеннолетних в первой половине XX века.

Кто такие дети, без попечения родителей

Основополагающим актом является шестой раздел СК РФ, определяющий условия и виды процедур, применимых государством и физическими лицами, для восстановления всей полноты прав, создания максимальных условий детям без родителей. Понятие введено в статье 1 159-ФЗ.

В частности, дети, оставшиеся без попечения родителей — несовершеннолетние, в отношении родителей (единственного родителя) которых суд счёл допустимым лишить прав на детей, ограничении дееспособности, безвестном отсутствии. Иногда встречается фактический отказ — родители бросают детей в публичных местах.

Сироты отличаются тем, что их родители погибли и это установлено соответствующим актом, либо постановлением суда.

Сталкиваясь с проблемами по вопросам брака, развода, алиментов мы рекомендуем обратиться Вам к квалифицированным практикующим юристам по семейному праву:

  • Для Москвы и Московской области телефон:
  • Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области телефон:
  • Вся Россия:

Заявки и звонки принимаются и .

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Семейный консультант».

Поддержка детей оставшихся без попечения родителей в России

Государство не только выявляет несовершеннолетних, являющихся объектами социальной политики, но и осуществляет комплекс мер, ориентированных на преодоление разрыва между уровнем воспитания и обеспечения в нормальных семьях. В частности:

  • предоставление бесплатного питания и проживания;
  • обучение в специализированных и общеобразовательных школах;
  • воспитание посредством государственной системы интернатов и приютов;
  • бесплатное обучение на очной форме ВУЗов;
  • разовые и регулярные выплаты на период обучения;
  • предоставление жилья;
  • определение формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

Все действия на начальном этапе осуществляет центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, формирующий социальную поддержку несовершеннолетних. Центр осуществляет реабилитацию, адаптацию, в том числе при девиантных отклонениях, нередких для данной категории детей.

Банк данных детей, оставшихся без попечения родителей

Закон 44-ФЗ от 2001 года создал прецедент централизованного федерального банка детей при помощи общероссийского распределения данных о сиротах и детях, которые были оставлены своими родителями. База данных детей оставшихся без попечения родителей (http://www.usynovite.ru/db/) функционирует посредством сети Интернет. Норма устанавливает функциональный перечень системы:

  1. Создание единого портала, на котором учёт ведут специалисты по усыновлению.
  2. Реализация права ребёнка на жизнь с семьёй.
  3. Предоставление лицам, желающим взять ребёнка на воспитание, удобного сервиса, упрощающего поиск и выбор ребёнка в свою семью.

Усыновление и удочерение детей без попечения

В качестве формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является наделение третьих лиц правами родителей — усыновление (удочерение). Государство устанавливает требования к таким лицам:

  • совершеннолетие;
  • дееспособность, в том числе учитывается дееспособность второго супруга;
  • отсутствие прецедентов лишения родительских прав, равно как и нарушений порядка опекунства, усыновления в прошлом;
  • удовлетворительное состояние здоровья, достаточное для воспитания ребёнка;
  • отсутствие судимости;
  • наличие жилья;
  • наличие надлежащей подготовки.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью производится по статье 125 СК РФ, регламентирующей судебный порядок принятия решений при полном анализе условий и правового статуса заявителя.

Органы опеки и Прокуратура обеспечивают надлежащий уровень защищённости ребёнка, в том числе проводят анализ материального и жилищного уровня усыновителя.

Суд самостоятельно направляет изменения статуса ребёнка спустя три дня после вынесения вердикта.

Особым юридическим понятием выступает «тайна усыновления» — режим полной секретности о процедуре, включая всех задействованных лиц, включая судей. Нарушение установленного порядка влечёт уголовную ответственность.

Необходимые документы:

  • заявление;
  • заключение привлекаемых органов об условиях проживания;
  • справка с места работы (бланк организации) или 2-НДФЛ;
  • паспорт;
  • справка о составе семьи и выписка из домовой книги.

Установление опеки и попечительства

В отличие от усыновления, когда ребёнок и усыновители обретают всю полноту прав и обязанностей, описанных в Семейном кодексе, опека является лишь актом взаимовыгодных отношений между опекуном и государством, представляющим интересы несовершеннолетнего.

К опекунам и попечителям применяются требования:

  • совершеннолетие и дееспособность;
  • здоровье, в том числе отсутствие алкоголизма и наркомании;
  • высокие моральные качества, погашенная судимость;
  • прохождение государственной экспертизы.

Опекуны могут пользоваться всей полнотой установленных государством гарантий (льгот опекунам) на основании договора об опекунстве (попечительстве):

  1. Единовременные и ежемесячные выплаты (16 350,33 руб. при передаче и 40% от среднего дохода опекуна за месяц);
  2. Использование отдельных прав в государственных учреждениях медицинского обслуживания (внеочередное обслуживание, высокотехнологичные операции);
  3. Зачёт срока ухода за ребёнком в трудовой стаж.

Порядок опеки определяется статьёй 145 СК РФ. Различие опеки и попечительства заключено в возрасте ребёнка: в первом случае до 14 лет, во втором от 14 до 18 лет.

Закон запрещает устанавливать опекунство без согласия несовершеннолетнего (с 10 лет), равно как и разделять братьев и сестёр.

Решение по опеке принимают специализированные органы, заключающие договор от имени государства.

Оформление опеки проводится лично или через портал госуслуг. Список документов:

  • заявление на опеку. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на опекунство и попечительство];
  • справка с работы (на бланке организации);
  • выписка из домовой книги;
  • справка из ОВД;
  • справка из поликлиники;
  • свидетельство о браке;
  • краткая биография;
  • согласие детей, также проживающих в семье (с 10 лет);
  • свидетельство о подготовке опекуна.

Заключение

Исполнительная власть осуществляет полномасштабный надзор за соблюдением прав ребёнка, реализуя поддержку тех, чьи родители не могут заниматься их воспитанием. Актуальной темой усыновление стало с момента конфликта интересов между Россией и США. Государство реализует институты приёмных семей и усыновления, отдавая приоритет в качестве воспитания реальным семьям, что выражается в:

  1. Существовании специализированных баз данных по детям.
  2. Поддержкой, в том числе материальной, института опекунства.
  3. Государственными социальными гарантиями детям и усыновителям.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • заявление на опекунство и попечительство.

Источник: http://family-advisor.ru/deti-i-roditeli/deti-bez-popecheniya-roditelej/

Права детей и подростков, оставшихся без попечения родителей

Не все дети могут расти и жить со своими родителями. Согласно статистике сиротами остаются  примерно 6 тысяч ежегодно. Обязательства по содержанию и надзору над ними берет на себя государство в лице органов опеки и попечительства. Права детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирует законодательство РФ.

Кого принято считать сиротами

Сироты – это  граждане младше 18 лет, оставшиеся без воспитания, вследствие гибели родителей, лишения или ограничения их прав, недееспособности, безвестного отсутствия, отказа от ребенка. С наступлением одного из таких моментов, ответственность за маленьких граждан берут на себя соответствующие органы.

Учет и устройство детей-сирот возлагается на отделы опеки и попечительства, они уполномочены определить подопечного к приемным родителям или в муниципальные учреждения. Государство защищает права таких малолетних и обеспечивает их нормальными условиями для жизни и социального развития.

Определение детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно статье 123 СК РФ, в нашей стране есть три вида семейного устройства детей и подростков, лишившихся родителей:

  1. усыновление или удочерение;
  2. опека и попечительство;
  3. приемная или патронатная семья.

Несовершеннолетние определяются на обеспечение к приемным родителям или в специализированные учреждения, например, интернаты или детские дома, реабилитационные центры. Там они находятся на содержании государства.

Несовершеннолетнего можно определить в государственное специализированное учреждение для постоянного или временного проживания:

  • первый способ применяется, когда, например, родители не могут обеспечить необходимый надзор и уход вследствие тяжелой болезни или длительной командировки, но родительские права за ними полностью сохраняются;
  • второй вариант относится к сиротам.

В любом случае устройством временного и постоянного пребывания занимаются органы опеки. Их основная функция состоит в том, чтобы:

  • устроить в специализированные учреждения детей, оставшихся без родительской опеки.
  • контролировать их работу и оценивать уровень воспитания, содержания, лечения и образования.

Одним словом, подопечные находятся под контролем и защитой органов до исполнения ими 18 лет. При этом государство гарантирует:

  • юридическую поддержку;
  • образование;
  • медицинскую помощь;
  • имущественное обеспечение;
  • право на труд.

Привилегии в сфере образования

Каждый ребенок в нашей стране имеет право на образование. Это одна из основных гарантий, предоставляемых государством. При этом получить среднее образование можно совершенно бесплатно. Данное правило распространяется на всех граждан, независимо от того, относятся они к льготной категории лиц или нет.

А вот дальнейшее профессиональное обучение сирот обеспечивается на особых условиях. По окончании учебного процесса выпускникам школ, живущим без родительской опеки,  предоставляется право бесплатно пройти подготовительные курсы перед поступлением в ВУЗ.

Кроме того, они получают высшее и специальное образование на бюджетной основе.

Сироты, являющиеся студентами, находятся полностью на обеспечении государства и безвозмездно получают все, что требуется в повседневной жизни. Им назначается повышенная стипендия, независимо от  уровня успеваемости, и тройная выплата на покупку канцелярских товаров и учебных материалов.

Права на медобслуживание и трудовую деятельность

Для детей, живущих без опеки родителей, любые медицинские услуги и препараты бесплатны. Операции проводятся за счет государства. Также они могут посещать спортивно-оздоровительные лагеря или санаторно-курортные заведения, если к этому есть соответствующие показания.

После окончания учебного процесса гражданин, росший без родителей, может встать на учет в центр занятости и получать среднюю по региону заработную плату на протяжении полугода. Если предприятие, на котором он трудился, ликвидируется, то его бывший работодатель обязан оплатить для него курсы по повышению квалификации.

Право на жилье

Все граждане нашей страны имеют право на жилье. Квартира или дом, условия в которых соответствуют установленным нормам, должны быть у каждого. Жилищные права детей-сирот строго регламентированы законом.

Государство обеспечивает учет и сохранность помещений, в которых были зарегистрированы малолетние до утраты родительской опеки.

 В том случае, если в собственности у ребенка имелась недвижимость, то его права на нее сохраняются до окончания обучения в специализированных образовательных учреждениях и достижения возраста 18 лет.

Если нет собственности в виде недвижимого имущества, то сирота может претендовать на внеочередное получение жилья за счет государства.

Но это помещение оформляется по договору социального найма на срок 5 лет, то есть в этот период нельзя распоряжаться имуществом по своему усмотрению: сдавать в аренду, отчуждать или предоставлять в пользование третьим лицам. По истечении установленного срока, жилье можно переоформить в собственность.

Кроме этого, законом предусмотрены льготы в сфере ЖКХ: для сирот применяются меры государственной поддержки в виде субсидий на возмещение затрат по оплате коммунальных услуг.

Имущественные права

Помимо сохранения или предоставления недвижимости представители рассматриваемой категории лиц нуждаются в защите своих законных интересов, связанных с иными вещами. Даже у несовершеннолетнего гражданина есть имущественные права. Различные материальные ценности могут перейти к нему по наследству, дарению, за счет заработанных или предоставленных государством средств.

Среди имущественных можно выделить права на получение:

  • алиментов;
  • пособий;
  • пенсий;
  • стипендий;
  • жилья.

Опекуны и попечители не имеют права отказаться от любых выплат в пользу опекаемого или подопечного, равно, как и распоряжаться его имуществом, иначе, чем с разрешения соответствующих органов, которые обязаны защищать права детей.

Льготы и пособия

Сирота при лишении родителя, или обоих, получает пенсию по потере кормильца. Ее размер зависит от трудового стажа родителей. Если он есть, дети получают трудовую пенсию, а когда нет – социальную. Продолжительность выплаты определена до совершеннолетия или до 23 лет, в случае когда ребенок является студентом очной формы.

Зачисление в учебные заведения тоже происходит на особых условиях. В ВУЗах преимущества для детей-сирот предоставляются в виде увеличенной стипендии минимум в полтора раза выше стандартной. Кроме того, льготы для них предоставляются в виде питания, проезда на общественном транспорте.

Опекунам и попечителям таких детей также предоставляются всевозможные льготы и пособия, в том числе ежемесячные выплаты. Но этот вопрос следует уточнить в отделении социальной защиты населения, потому что в зависимости от региона они могут различаться.

Дети, лишенные попечения родителей имеют много прав и привилегий. Все меры, принимаемые государством, направлены на то, чтобы воспитать и вырастить достойного гражданина своей страны. Органы опеки несут обязанность тщательно следить за судьбой подопечных, своевременно реагировать на проблемы, связанные с их содержанием.

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты! Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат.

Позвоните на горячую линию:

Заполняя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности,  пользовательским соглашением, и даете согласие на обработку персональных данных.

Источник: http://VsemoBrake.ru/roditeli-i-deti/prava-detej/ostavshiesya-bez-popecheniya.html

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

СОДЕРЖАНИЕ

[0.1] ВВЕДЕНИЕ

[0.2] 1. Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

[0.3] 1.1 Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

[0.4] 1.2 Формы устройся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

[0.5] 2.УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

[0.6] 2.1 Усыновление (удочерение) детей

[0.7] 2.2 Законодательные основы усыновления иностранными гражданами

[0.8] 2.3 Порядок усыновления с участием иностранного элемента

[0.9] 2.4 Изменения в законодательстве по усыновлению сирот иностранными гражданами

[0.10] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[0.11] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В России за последние годы активно идёт процесс формирования и реализации семейной политики, ориентированной на развитие ценностей семьи, на повышение ответственности власти и общества за обеспечение её социальных гарантий. В центре этой политики находятся дети, защита их прав и интересов.

В этой связи создана законодательная база по вопросу поддержки семьи, материнства и детства, развивается система социального обслуживания семьи и детей, растёт потенциал общественных объединений и роль средств массовой информации в укреплении семейных ценностей и традиций.

Но всё это пока не привело к сокращению социального сиротства. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия.

Среди них — сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия.

В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик.

Обнаружилось качественно новое явление — так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака.

Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы.

Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей. Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.

Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.

) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране около 760 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс.

детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке [ 25, С.3 ].

Именно поэтому сохраняет свою актуальность проблема совершенствования законодательной базы, а также создание механизмов реализации законов, устанавливаемых на федеральном и региональном уровнях.

Теоретико-методологические основы научной исследовательской работы составили труды авторов: Антокольской М.В., Беспалова Ю.И., Кареловой Г.Н., Нечаевой А.М., Пчелинцевой Л.М., Холостовой Е.И., Кабышева О.А., Курбатова В.И. и т.д.

Целью научно-исследовательской работы является исследование правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить причины сиротства в России;

2) рассмотреть нормативно-правовые акты Российской Федерации по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) показать формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном Российском обществе;

4) выделить особенности процесса усыновления детей иностранными гражданами;

5) рассмотреть изменения в законодательстве по усыновлению российских детей иностранными гражданами.

Объектом исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом исследования в работе стали социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проведенное исследование опирается на статистический метод, метод дедукции и индукции.

Источник: http://refleader.ru/polatyyfsrnajge.html

Ссылка на основную публикацию