Виды налоговых льгот

Понятие и виды налоговых льгот

Виды налоговых льгот

Льготы по налогам и основания для их применения устанавливаются налоговым законодательством (ст. 17. НК РФ). Налоговый кодекс РФ вводит и отменяет льготы по федеральным налогам и сборам.

По региональным и местным налогам льготы вводятся и отменяются не только НК РФ, но и законами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными актами о налогах.

Что включает в себя понятие льгот, и какие виды налоговых льгот существуют – об этом наш материал.

Что такое налоговые льготы

Налоговые льготы — это преимущества, которые законодательство предоставляет определенным категориям плательщиков по сравнению с остальными, в том числе и возможность не платить налог вовсе, или платить, но в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Таким образом государство создает более благоприятный налоговый климат для налогоплательщиков.

Имея право на льготу, лицо применять ее не обязано: организации и граждане решают сами, подавать ли документы на льготу, могут совсем отказаться от ее использования, либо приостановить действие льготы на один и более налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Нормы о льготах по налогам индивидуального характера не имеют, что означает – льготы предоставляются не конкретному лицу, а целой категории налогоплательщиков, отвечающей установленным условиям. Льготы по некоторым налогам могут и вовсе отсутствовать, поскольку для установления налога их наличие не является обязательным, то есть налог может «работать» как со льготами, так и без них.

Виды налоговых льгот

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но в целом их можно распределить на: освобождение от налога, уменьшение налоговой базы и налоговый кредит.

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

  • налоговые каникулы — освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ);

Источник: https://spmag.ru/articles/ponyatie-i-vidy-nalogovyh-lgot

Налоговые преференции — это… Понятие, виды и кому положено. Налоговые льготы :

Налоговые преференции - это... Понятие, виды и кому положено. Налоговые льготы :

Налоговые преференции и льготы являются неотъемлемой частью современной экономики. Первоначально этот механизм задумывался для активизации ценных отраслей страны. Сейчас часто используется для поддержки стратегических предприятий.

Общая информация

Чтобы успешно развивалась экономика страны, необходимо обеспечить формирование эффективной и адекватной системы налогообложения. Для этого нужно позаботиться о множестве различных составляющих. И налоговые преференции – это неотъемлемая часть подобной системы. Что они собой представляют?

Налоговые преференции – это механизм снижения нагрузки на деятельность юридических и физических лиц. Тут необходимо отметить один важный аспект. Для многих людей льготы и налоговые преференции – это одно и то же. На самом деле это не так.

В чем же разница? Когда вводится льгота, то она всегда подвергается контролю и администрированию, которые выполняют налоговые органы. Они всегда должны быть декларированы в отчетности, тогда как преференции документального отображения не имеют.

Для чего необходимы преференции?

Что это такое, в общем уже было рассмотрено. Сейчас давайте поговорим об их практической пользе. Посредством преференций и льгот государство может влиять на процессы, что идут в экономике. Они могут иметь как стимулирующую, так и угнетающую направленность.

К примеру, есть льготы и преференции для модернизации, уменьшения экологически вредных выбросов, для развития инвестиционной и инновационной деятельности как во всей экономике, так и в отдельных отраслях.

Их направляют также и на решение политических и социальных проблем в обществе.

В чем суть преференции?

Их необходимо рассматривать в качестве возможностей для налогоплательщика уменьшить свою налоговую базу или же сумму денег, которые платятся государству. К примеру, в ряде случаев на экспортные операции начисляется налог в 0% на добавленную стоимость.

Для полного понимания не лишним будет ознакомиться со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Там имеется любопытное утверждение о том, что 0% — это обязательная практика. Налогоплательщик не имеет право выбирать, использует он этот инструмент или нет. 0% будет без исключения. Эта ситуация и рассматривается как преференция.

Можно дополнительно привести слова А.С. Баландина. Он сформулировал, что налоговые преференции – это предоставление преимуществ от государства отдельным категориям налогоплательщиков, что выражается в виде уменьшения сумм платежей, которые носят обязательный характер.

Причем это предполагает определённые поступки со стороны юридических и физических лиц. В рассмотренном выше примере это захват иностранных рынков.

В чем суть налоговой льготы?

Итак, мы рассмотрели такой инструмент стимулирования, как преференции, что это такое, где их используют. Теперь давайте поговорим о второй теме статьи. Их можно рассмотреть с двух позиций:

  1. Как инструмент политики государства.
  2. Как элемент налогообложения.

Понятие «льгота» в законодательстве описывается в первой статье Налогового кодекса РФ. Там указывается, что они предоставляются отдельным категориям физических и юридических лиц, которые имеют право на них согласно закону. Выражается она в уменьшении суммы обязательного платежа (или его обнулении), что необходимо совершить в пользу государства.

Налоговую льготу следует рассматривать как инструмент, регулирующий фискальную функцию. Следует отметить и тот факт, что в НК РФ определение с правовой точки зрения сформулировано не совсем четко. Из-за этого есть небольшое раздолье для толкования понятия и, возможно, для злоупотреблений. Она рассматривается и в немного другом ключе.

Так, можно привести слова упомянутого ранее Барулина С.В.

о том, что налоговые льготы – это совокупность прав, обязанностей и способов (полных или частичных) уменьшения обязательств физических и юридических лиц перед государством, которое устанавливается законодательством в виде освобождения, скидок и кредитов с целью регулирования экономики и/или решения общественных задач.

Законодательство для преференций

Полностью приводить всю нормативную документацию не имеет смысла.

Но дать краткое пояснение и указать, где оптимизация налоговых льгот и иных преференций оговорена на законодательном уровне, будет не лишним.

Кто заинтересуется, сможет ознакомиться с первичными документами, принятыми Государственной Думой. Внимание будет уделено налогам на добавочную стоимость, доходы физических лиц и прибыль организаций.

В первом случае преференции, согласно пп. 9 п. 2 статьи 146 НК РФ, имеют российские организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр. Следует отметить, что современная налоговая система предусматривает около 200 различных льгот и преференций.

Из-за такого большого объемы будут приведены не все они, а только наиболее значимые. В случае с доходами физических лиц не облагаются призы, полученные спортсменами во время участия в Олимпийских и Паралимпийских игр. Это оговорено в п. 20 статьи 217 НК РФ.

В случае с налогом на прибыль организации здесь преференции имеют те же, кто и в первом пункте. То есть российские компании, занятые в Олимпийских и Паралимпийских играх. Такое положение оговорено, правда, немного другой частью законодательства, а именно – пп. 36 п. 1 статьи 251 НК РФ.

Вот такие виды налоговых преференций сейчас существуют. Согласитесь, возникает впечатление довольно сильной ограниченности.

Законодательство для налоговых льгот

Поэтому в рамках статьи и рассматривается две темы, которые тесно переплетены. Ведь для многих налоговые преференции для малого бизнеса и льготы — это одно и то же. Что, как мы сейчас рассмотрим, не совсем так. Рассмотрение будет вестись по тем же категориям, что и раньше.

Согласно пп. 1-2 п. 3 статьи 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождены товары, которые производятся и реализуются общественными организациями инвалидов, и товары религиозного назначения (в том числе и литература). Конечно, это не единственные случаи послабления.

Но давайте пока поговорим о социальной составляющей, коммерческая будет далее. От налогов на доходы физических лиц, согласно пункту 20 статьи 217 НК РФ, освобождены суммы, уплаченные религиозными организациями, а также ОО, что занимаются обслуживанием инвалидов и их медицинским лечением.

В первом случае есть определённые сомнения относительно целесообразности в подобном решении.

Налог на прибыль организаций не берётся с религиозных общин (какая неожиданность) в случае получения ними сумм за совершение обрядов. Также есть послабления при оплате труда инвалидов.

Коммерческие налоговые льготы

Если говорить о том, что широко распространено, то здесь можно выделить два важных направления:

  1. Упрощенные системы налогообложения. В данном случае подразумеваются индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, у которых величина оборота за год не превышает определённую сумму. С их доходов при этом снимается более низкая налоговая ставка (довольно распространенное явление, когда они вообще платят только что-то вроде единого взноса).
  2. Работа в различных технологических парках и прочих подобных организационных структурах. В данном случае предусматривается льготный налоговый режим, когда размер ставок (пускай и не всегда существенно) понижается, а также определённые бюрократические облегчения.

Особенности преференций

Рассмотренные ранее примеры нельзя воспринимать как полноценное описание предмета статьи. Давайте рассмотрим инвестиционные налоговые преференции. По сути, это льгота, которая предоставляет освобождение от уплаты подоходного налога.

Но как возможно такое совмещение? Дело в том, что, несмотря на статус «налоговые преференции», примеры из жизни говорят о том, что для их получения необходимо собрать папочку бумажек. Благо, в этом направлении идёт постепенное смещение. Так, к примеру, до первого января 2009 года, чтобы получить послабление, необходимо было заключить контракт с Комитетом по инвестициям.

Также сейчас широко распространёнными являются целевые преференции. Они вводятся для поддержания определённого направления (например, рассмотренные выше спортивные организации).

Кому не положены преференции?

Есть список юридических лиц, которые, при соответствии определённым условиям, не могут претендовать на послабления. Это:

  1. Налогоплательщики, действующие на территории специальной экономической зоны. Почему? Дело в том, что у них и так уже есть территориальные преференции.
  2. Налогоплательщики, производящие и/или реализующие подакцизные товары. К таковым относятся все виды алкогольной продукции и табачных изделий.
  3. Налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму (упрощенная система), производители сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

Заключение

Тема довольно интересная и явно выходит за рамки статьи. Можно ещё было бы рассказать и про функциональные преференции, которые предоставляются тем, кто выполняет определённую работу и задачи.

Не лишним будет упомянуть и освобождение от плановых проверок, которое действует с 2016 по 2018 год.

Ведь это пускай и не прямая, а всего косвенная преференция, но она позволяет минимизировать бюрократию со стороны государства.

Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovyie-preferentsii—eto-ponyatie-vidyi-i-komu-polojeno-nalogovyie-lgotyi.html

Кто имеет право на налоговые льготы?

О том, кто имеет право на налоговые льготы, можно узнать на сайте налоговой инспекции либо обратившись к статьям Налогового кодекса РФ. О видах налоговых льгот и особенностях их предоставления вы узнаете из нашей статьи.

Имущественные налоги: ставки и льготы

Виды налоговых льгот

Какие документы являются основаниями для налоговых льгот 

Имущественные налоги: ставки и льготы 

Под льготами обычно понимается преимущественное право одного гражданина перед другим не уплачивать или уплачивать в меньшем размере налоги или сборы.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что использование налоговых льгот — это право, а не обязанность налогоплательщика. То есть гражданин вправе использовать льготу, отказаться от нее или продлить ее на несколько периодов при наличии соответствующих документов, подтверждающих преференции.

Использование льгот носит заявительный характер, а именно: для того чтобы воспользоваться ими, гражданину необходимо написать заявление по установленной форме с приложением документов, согласно которым предоставляется льгота.

Напомним, что срок действия преференций в налоговом праве равен сроку действия документов, на основании которых они предоставляются.

На официальном сайте налоговой инспекции имеется сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы». Чтобы с его помощью найти интересующую информацию, гражданину необходимо ввести данные о регионе проживания, виде имущественного налога и налоговом периоде.

Виды налоговых льгот 

Несмотря на то что цель всех налоговых льгот едина — сокращение размера налогового обязательства гражданина, можно выделить несколько видов льгот:

  1. Изъятие — это разновидность налоговой льготы, которая направлена на выведение из-под налогообложения отдельных объектов. Например, налогом на доходы физических лиц не облагаются все виды государственных и трудовых пенсий.
  2. Скидки — вид налоговых льгот, который заключается в сокращении размера налоговой базы. Скидки на налог на прибыль связаны не с доходами, а с расходами. Например, не подлежат налогообложению расходы граждан, которые были осуществлены на благотворительность.
  3. Освобождение — это уменьшение налоговой базы. Например, ставка налога на прибыль организаций снижается на 50% в том случае, если в штате работают 50% инвалидов или пенсионеров.
  4. Отсрочка (рассрочка) — это изменение времени уплаты налога. Предоставляется при наличии уважительных причин на срок до 6 месяцев.
  5. Налоговый кредит — аналогичная отсрочке льгота, за исключением того, что срок предоставления кредита — 1 год.
  6. Налоговая амнистия — возврат ранее уплаченной части налога. Примером может служить НДС в сети магазинов «Метро», который возвращается организации, на имя которой зарегистрирована карточка постоянного покупателя.

Какие документы являются основаниями для налоговых льгот 

О том, какие налоговые льготы положены по тому или иному имущественному налогу, можно узнать из конкретных статей Налогового кодекса РФ, региональных нормативных актов (если речь идет, например, о транспортном налоге) или специальных сервисов на сайте налоговой службы (например, «Имущественные налоги: ставки и льготы»).

В зависимости от того, к какой группе льготников вы относитесь, вам необходимо будет предъявить соответствующие документы. Например, ветерану ВОВ при написании заявления в налоговую инспекцию требуется приложить копию свидетельства ветерана ВОВ или справки.

Рекомендуем вам для разрешения всех спорных вопросов при визите в налоговую инспекцию взять с собой оригинал документа. 

Таким образом, налоговые льготы может получить гражданин, который обладает соответствующим правом. Для реализации своих прав необходимо прийти в налоговую инспекцию, написать заявление по установленной форме и приложить к нему документ, подтверждающий наличие преференций.

Источник: http://nsovetnik.ru/lgoty_i_subsidii/kto_imeet_pravo_na_nalogovye_lgoty/

Российский бухгалтер

Российский бухгалтер

«Российский бухгалтер» — портал для бухгалтеров, налоговых специалистов, кадровиков, юристов, предпринимателей.

Авторитетные эксперты постоянно публикуют актуальные материалы по темам: бухгалтерский учет, налогообложение, НДС, НДФЛ, страховые взносы, кадровое делопроизвоство, начисление отпускных и больничных, компенсации за неиспользованный отпуск, тарифная сетка, прием и увольнение работников, регистрация юридических лиц и их ликвидация, упрощенка (УСН), вмененка (ЕНВД), заработная плата и сотням других.

Детально рассматриваются вопросы налоговой отчетности, как для организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения, так и для применяющих специальные режимы налогообложения.

На портале можно скачать многочисленные документы: кодексы и законы РФ, письма и приказы минфина, письма и приказы минэкономразвития, постановления Правительства РФ, касающиеся предпринимательской деятельности, бухгалтерского учета и налогообложения.

«Российский бухгалтер» является зарегистрированным печатным СМИ, регистрационный номер ПИ № ФС77-39817 от «07» мая 2010 г., выдан Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Сайт www.rosbuh.ru является Интернет-представительством журнала «Российский бухгалтер», содержит как материалы журнала, так и иные справочно-информационные материалы по тематике журнала. Любое воспроизведение материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции — обладателя исключительных имущественных прав. Все права защищены.

Источник: http://rosbuh.ru/?item=2243&page=article

46. Налоговые льготы: общие положения. Характеристика основных налоговых льгот

46. Налоговые льготы: общие положения. Характеристика основных налоговых льгот

Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени.

Налоговые льготы предоставляются либо в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (оффшорные зоны) и т. д.

В большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.

Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации налогообложения.

Формы налоговых льгот достаточно разнообразны.

Рассмотрим отдельные виды налоговых льгот.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора представляет собой изменение срока их уплаты при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть в соответствии с п. 2 ст. 64 НК РФ предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

6) иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пп. 3, 4 и 5 п. 2 ст.

64 НК РФ, на сумму задолженности начисляются проценты, исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в пп. 1 и 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Налоговый кредит в соответствии со ст. 65 НК РФ может быть предоставлен заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований, указанных в пп. 1–3 п. 2 ст. 64 НК РФ:

1) причинение этому лицу ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах;

2) задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога.

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом.

Подача и рассмотрение заявления заинтересованного лица о предоставлении налогового кредита, принятие по нему решения и вступление его в действие происходят в порядке и в сроки, установленные ст. 64 НК РФ для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.

Решение уполномоченного органа о предоставлении заинтересованному лицу налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом кредите, который должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения.

Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Копия договора о налоговом кредите предоставляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Инвестиционный налоговый кредит в соответствии со ст. 66 НК РФ представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований (ст. 67 НК РФ) предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

В соответствии со ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Сумма инвестиционного кредита, предо ставленного для проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, составляет 30 % от стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого для указанных целей.

В остальных случаях суммы кредита определяются соглашением между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено НК РФ.

Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора обо всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику, налоговому агенту, плательщику сборов предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов (сборов). Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

По заявлению налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

В случае наличия недоимки по налогам и сборам или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). [1, 3, 7, 9, 10]

Источник: http://www.adhdportal.com/book_3955_chapter_47_46._Nalogovyelgoty:_obshhie_polozhenija._KHarakteristika_osnovnykh_nalogovykh_lgot.html

Сущность и назначение налоговых льгот. Виды и классификация налоговых льгот

Сущность и назначение налоговых льгот. Виды и классификация налоговых льгот

Налоговая льгота — частичное или полное освобождение налогоплательщиков (физических и юридических лиц) от налогов.

Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.

Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже — отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).

Налоговый кодекс определяет налоговую льготу как некое преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению со всеми другими налогоплательщиками.

Налоговые льготы могут состоять в уменьшении размера подлежащего уплате налога (вплоть до полного освобождения), в предоставлении отсрочки (рассрочки) налогового платежа или налогового кредита.

В связи с рассмотрением вопроса о налоговых льготах представляется уместным особо подчеркнуть принципиальный отличительный признак налоговой льготы: она дает определенные преимущества именно отдельным категориям налогоплательщиков, и это подразумевает, что все остальные налогоплательщики определяют соответствующий объект налогообложения, исчисляют налоговую базу и сумму налогов в полном объеме согласно установленным законом общим правилам. Положения закона, предусматривающие, что те или иные виды деятельности, те или иные хозяйственные операции не подлежат обложению налогом, либо предоставляющие всем налогоплательщикам право произвести определенные вычеты, не являются налоговыми льготами. Нормы такого рода входят составной частью в совокупность адресованных каждому налогоплательщику правил, устанавливающих порядок определения конкретного объекта налогообложения и исчисления налоговой базы по данному объекту.

Налогоплательщик вправеотказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Чрезвычайно актуальна проблема — носит ли использование налоговых льгот заявительный характер, и если да, то в какие сроки может быть заявлено об использовании той или иной льготы.

Налоговые органы в большинстве случаев настаивали на том, что налогоплательщик обязан заявить о своем намерении использовать в конкретном периоде налоговую льготу, и такое заявление должно быть сделано в ходе исчисления подлежащего уплате налога за соответствующий период. Закон не дает явного повода для подобных выводов и не регламентирует данный вопрос.

С этой проблемой мало кто обращался в суд с требованием защитить право на льготу, не реализованное в момент составления налоговой декларации за соответствующий период. Было бы правильно исходить из того, что налогоплательщик может считаться отказавшимся от использования льготы либо приостановившим ее использование только в случае, когда им подано в налоговый орган соответствующее заявление.

Наиболее распространены следующие виды налоговых льгот:

· необлагаемый налогом минимум дохода

· налоговые скидки (для отдельных предприятий или отраслей)

· изъятие из основного дохода некоторых расходов (представительских расходов, безнадежных долгов)

· возврат ранее уплаченных налогов

· налоговая амнистия — ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.

· полное освобождение от уплаты некоторых налогов (обычно на какой-то срок для вновь созданных предприятий) и т. д.

Существует классификация налоговых льгот.

1. в зависимости от элемента структуры налога (предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы), на изменение которого направлена льгота, налоговые льготы делятся на три группы: налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые кредиты.

2. в зависимости от субъектов и элементов налогового производства налоговые льготы делятся на четыре группы, предоставляемые: по объекту (изъятия, скидки); по ставкам (понижение ставки); по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит); по отдельным субъектам (комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы).

Последняя группа налоговых льгот предоставляется только отдельным налогоплательщикам, способы предоставления налоговых льгот могут быть различными (понижение ставок, установление более позднего срока уплаты и др.). Остальные три группы налоговых льгот предоставляются всем налогоплательщикам на равных условиях.

Предусмотрены основные виды льгот: необлагаемый минимум объекта налогообложения; изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы. Прочие льготы предусмотрены в законах о конкретных налогах.

Характеристика основных налогов и сборов в РФ

Налоговая система РФ представлена федеральными, региональными и местными налогами, специальными налоговыми режимами.

К федеральным налогам относятся:

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

Акцизы (гл. 22 НК РФ);

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ)

Водный налог (гл. 25.2 НК РФ)

Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ)

Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ)

К региональным налогам относятся:

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ)

Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ)

Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ)

К местным налогам:

Земельный налог (гл. 31 НК РФ)

Налог на имущество физических лиц

К специальным налоговым режимам:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (гл. 26.1 НК РФ);

Упрощенная система налогообложения (УСН) (гл. 26.2 НК РФ);

Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (гл. 26.3 НК РФ)

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ)

Косвенные налоги: акцизы, НДС, таможенные пошлины

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ)

Налогоплательщикамипризнаются организации и индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Налогоплательщики имеют право на освобождение от обязанностей по уплате налога, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяцев сумма выручки от продажи товаров работ и услуг без учета налога не превысит в совокупности 2 млн. руб.

Налогоплательщики не имеют право отказаться от освобождения в течение последующих 12 мес.

Объектом налогообложения признаются операции:

1) по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ. Передача товаров не безвозмездной основе признается реализация.

2) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

3) ввоз товаров на таможенную территорию России.

Не подлежат налогообложению операции по реализации:

1) медицинских услуг;

2) услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом (кроме такси);

3) услуг в сфере образования;

4) услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства;

5) услуг банков, кроме инкассации;

6) услуг по страхованию;

7) услуг санаторно-курортных учреждений;

8) реализация лома и отходов черных и цветных металлов;

9) реализация важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.

Источник: https://infopedia.su/5x1a2f.html

Налоговые льготы. Сущность и назначение налоговых льгот, их виды и классификация. Кушнир И.В. Налоги и налогообложение

  • Роль налогов в финансовой системе
  • Функции налогов
  • Сущность налогов как финансово-экономической категории. Субъекты налоговых отношений
  • Элементы налога
  • Сроки уплаты налогов и сборов. Налогоплательщик
  • Налоговая ставка. Единица обложения. Налоговый оклад. Источник налога
  • Объект налогообложения
  • Налоговые льготы. Сущность и назначение налоговых льгот, их виды и классификация
  • Принципы налогообложения
  • Основные методы налогообложения
  • Способы уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый. Порядок уплаты налога. Налоговая декларация, ее содержание
  • Классификация налогов, ее критерии
  • Понятие налоговой политики, ее цели и задачи
  • Основные направления налоговой политики России
  • Полномочия органов законодательной и исполнительной власти
  • Федеральная налоговая служба, ее задачи
  • Полномочия таможенных органов РФ
  • Налог на прибыль
  • Доходы, которые не облагаются налогом на прибыль
  • Ставки налога на прибыль и порядок его уплаты
  • Налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц
  • Критерии малого предпринимательства как субъекта налогообложения
  • Упрощенная система налогообложения (УСН) организаций
  • Единый налог на вмененный доход
  • Налог на имущество организаций
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Земельный налог
  • Акцизы
  • Налог на добавленную стоимость
  • Налоговая база НДС, особенности ее исчисления по видам деятельности
  • Порядок исчисления НДС. Налоговые вычеты
  • Счета-фактуры при расчетах НДС
  • Сроки уплаты НДС. НДС при осуществлении транспортных перевозок и услуг финансово-кредитными учреждениями
  • Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу России
  • Таможенные пошлины и таможенный тариф
  • Таможенная оценка
  • Порядок уплаты таможенных пошлин
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), его назначение
  • Налогообложение доходов физических лиц от предпринимательской деятельности
  • Налоги на имущество физических лиц
  • Единый социальный налог (ЕСН)
  • Налог на игорный бизнес
  • Государственная пошлина, принципы ее взимания
  • Состав, принципы исчисления и взимания местных налогов и сборов
  • Налоговые права налогоплательщиков и налоговых агентов
  • Обязанности налогоплательщиков по обеспечению своевременной и полной уплаты налогов и сборов
  • Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства. Виды ответственности

По отдельным налогам (сборам) могут устанавливаться льготы – преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 Налогового кодекса РФ).

По федеральным налогам льготы устанавливаются НК РФ (а до вступления в силу ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих глав Кодекса – законами РФ). Дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены региональным или местным законодательством исключительно в отношении сумм, зачисляемых в региональный или местный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

По региональным и местным налогам льготы устанавливаются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

В основу классификации налоговых льгот положен принцип существа льготы.

Виды налоговых льгот:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • оϲʙᴏбождение от налога;
  • уменьшение объекта налогообложения;
  • понижение ставки налога;
  • понижение налога;
  • отсрочка исчисления и уплаты налога;
  • оϲʙᴏбождение, понижение, отсрочка уплаты установленных налоговым законодательством пени и штрафов, начисленных за нарушение налогового законодательства.

Налоговая льгота не может иметь индивидуальный характер.

Налогоплательщик вправе отказаться от льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/3879/156611/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%8B.%20%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%BE%D1%82,%20%D0%B8%D1%85%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.html

Элементы налога. Виды налоговых ставок и налоговых льгот | ФИНАНСЫ и КРЕДИТ

Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога.

Согласно ст.3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться  установленной.

Хотя структура налогов различна и количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство  и порядок его исполнения не могут считаться определёнными, называют существенными элементами закона о налоге.

Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:

1) объект налогообложения; 2) налоговая база; 3) налоговый период; 4) налоговая ставка; 5) порядок исчисления налога; 6) порядок и сроки уплаты налога; Они всегда должны быть установлены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам:

1) порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога; 2) ответственность за налоговые правонарушения; 3) налоговые льготы.

Законодательные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные или местные налоги  и сборы, определяют в нормативных и правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения (ст.12НК РФ):

  1. налоговые ставки, в пределах, установленных НК РФ;

2) порядок и сроки уплаты налога; 3) порядок и сроки уплаты налога; 4) налоговые льготы.

Дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны присутствовать при установлении налогового обязательства:

1) предмет налога; 2) масштаб налога; 3) единица налога; 4) источник налога; 5) налоговый оклад; 6) получатель налога.

Субъект налогообложения (налогоплательщики) – это обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы налогоплательщика.

Согласно российскому законодательству (ст.19 НК РФ) субъектами налогообложения являются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Предмет налогообложения – это реальная вещь это реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического (неюридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий, объект же налога – право собственности на землю.
Объект налогообложения – это юридический факт (действие событие, состояние), который обуславливает обязанность субъекта уплатить налог (совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, получение дохода).
Налоговая база – это основной (обязательный) элемент налога представляющий собой количественное выражение объекта налогообложения и являющийся основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
В ст.53 НК РФ даётся следующее определение: «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения». Соответственно различают налоговые базы: 1) со стоимостными показателями (стоимость имущества при исчислении); 2) с объёмно-стоимостными показателями (объём реализованных услуг при исчислении НДС); 3) с физическими показателями (объём добытого сырья при исчислении налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговый период – это срок, в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Значимость данного элемента объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственны повторяемость, протяжённость во времени. Вопрос о налоговом периоде также связан с проблемой однократности налогообложения.

Согласно ст.55 НК РФ «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».
Основным элементом налога, без которого налоговое обязательство и порядок его  исполнения не могут считаться определёнными, является налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога представляет собой норму налогового обложения.
Относительно данного элемента налога в ст.53 НК РФ сказано: «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы».
Ставки налога следует классифицировать с учётом различных факторов.
1. В зависимости от способа определения суммы налога (по методу установления):
1) равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;
2) твёрдые ставки, когда для каждой единицы налогообложения определён зафиксированный (например, 5 руб. с каждой лошадиной силы);
3) процентные ставки, когда с 1 руб. предусмотрен определённый процент налогового обязательства (например, с 1 руб. прибыли предусмотрено 24% налога).
2. В зависимости от степени изменяемости ставок налога: 1) общие ставки; 2) повышенные ставки; 3) пониженные ставки.

3. В зависимости от содержания:

1) маргинальные ставки, которые даны непосредственно в нормативном акте о налоге; 2) фактические ставки, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе; 3) экономические ставки, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Налоговая льгота – это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщика и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщика или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст.56 НК РФ). Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа.

В последних двух случаях  кредит налогоплательщику предоставляется или бесплатно, или на льготных условиях. Налогоплательщику может отказаться от использования льготы, приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида: 1) изъятия;

2) ;

3) налоговые кредиты.

Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:

1) на постоянной основе и на ограниченный срок; 2) как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.

Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам); 2) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).

Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

1) снижение ставки налога; 2) вычет из налогового оклада (валового налога); 3) отсрочка или рассрочка уплаты налога; 4) возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия); 5) зачёт ранее уплаченного налога; 6) целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога – это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога – распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты. Согласно ст.52 НК РФ «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организацией самостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физических лиц) или третье лицо – налогового агента, например, при исчислении НДФЛ.

Порядок уплаты налога – это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговый оклад – это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу. Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Сроки уплаты налога – это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
Согласно ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Источник: http://www.finansi-credit.ru/elementy-naloga-vidy-nalogovykh-stavok-i-nalogovykh-lgot

Ссылка на основную публикацию